Как оказать благотворительную помощь школе

Каковы требования к сбору добровольных пожертвований на нужды школы?

Как оказать благотворительную помощь школе

Любые благотворительные родительские взносы – дело исключительно добровольное. Принуждение в любой форме, в том числе применение каких-либо санкций по отношению к ребенку, может быть обжаловано в прокуратуру.

Нужно иметь в виду, что администрация школы имеет полное право обращаться к родителям с просьбой о добровольных пожертвованиях. Но решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно, а сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи.

По данным прокуратуры, на практике распространены следующие виды нарушений:

  • нарушение принципа добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный сбор денег на ремонт, охрану, на приобретение учебников и др.;
  • принуждение к получению платных образовательных и иных услуг;
  • требование внесения так называемого «вступительного взноса» при приеме ребенка в образовательную организацию;
  • привлечение к сбору благотворительных пожертвований классных руководителей;
  • расходование привлеченных средств без согласованной с органами общественного самоуправления сметы доходов и расходов;
  • сбор денежных средств наличным путем, без оформления надлежащих кассовых документов;
  • административное вмешательство со стороны руководителей школ в деятельность общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов).

Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательной организации должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства. Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

Решения родительского комитета, совета школы, попечительского совета или управляющего совета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательной организации либо договоров дарения и пожертвования, заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:

  • сумма взноса;
  • конкретная цель использования средств, если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учебного заведения совместно с органом общественного самоуправления в соответствии с потребностями, связанными исключительно с уставной деятельностью учреждения;
  • реквизиты благотворителя;
  • дата внесения средств.

Руководитель образовательной организации должен обеспечить:

  • поступление денежных средств благотворителей на расчетные внебюджетные счета образовательных организаций;
  • оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательной организации и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств;
  • оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;
  • представление ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательных организациях;
  • запрещение работникам образовательных организаций сбора наличных денежных средств.

В школе нет профессиональной охраны, собственных средств школы хватает только на зарплату техничке, которая не может обеспечить достаточного уровня безопасности. Может ли школа привлекать добровольные родительские пожертвования для оплаты услуг профессиональной охраны?

Действующее законодательство не предусматривает обязанность родителя вносить плату за охрану образовательной организации.

Родители могут, с согласия администрации школы, в целях повышения безопасности обучающихся, привлечь профессиональную охрану, используя платные услуги частных охранных предприятий или вневедомственной охраны.

Договорные обязательства с охранным предприятием заключаются школой.

При этом школа вправе использовать для оплаты услуг добровольные пожертвования от родителей, спонсоров, стоимость которых должна быть четко прописана в договоре.

По всем вопросам организации охраны в школе необходимо, прежде всего, обратиться к директору школы и председателю управляющего совета.

Для исключения возможности нецелевого расходования средств школой родителям следует перечислять денежные средства через банк по квитанциям установленной формы с указанием, например, «добровольное пожертвование для оплаты охранных услуг».

Следует отметить, что, в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация при реализации образовательных программ должна обеспечить охрану здоровья обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включена в образовательный стандарт образования.

В соответствии со статьей 5 указанного закона гарантируется предоставление бесплатного и общедоступного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Источник: https://usperm.ru/content/trebovaniya-k-sboru-dobrovolnyh-pozhertvovaniy-na-nuzhdy-shkoly

В каких случаях благотворительная помощь школе законна: видео

Как оказать благотворительную помощь школе

Гость редакции ВХ – координатор компании «Благотворительность в образовании – в законное русло» Елена Нарожная.

«Об этом нельзя молчать!»

– Елена, здравствуйте. Меня зовут Михаил Григорьевич. У меня вопрос по 101-й школе (Фрунзенский район), где учится моя внучка. Классный руководитель передала записку: нужно внести 100 гривен, чтобы внучка могла перейти из 9-го в 10-й класс. Правомерно ли это? – Конечно, неправомерно.

У нас образование по закону бесплатное. Таких требований – за прием детей в школу, за перевод из одного класса в другой – не может быть. Это нарушение.

Я рекомендую отправить письменное обращение в Департамент образования горсовета, сделав копию, которая останется у вас с отметкой о принятии. В течение месяца вам обязаны дать ответ. Об этом нельзя молчать. А вы заплатили 100 гривен?

– Конечно. Иначе будут давить на ребенка.

Кстати, в записке еще указано, что надо внести до конца октября еще 350 гривен – на ремонт класса, школы, на уборку, и т. д. 99% родителей оплачивают.

– Я рекомендую эти факты зафиксировать на бумаге (от одного  или группы родителей) и обязательно сообщить в Департамент образования горсовета. Как правило, такая ситуация складывается, потому что родители молчат.

– Родители боятся, что это негативно отразится на детях.

– Если вы боитесь, что вашего ребенка обидят, если не доверяете официальным органам власти – обращайтесь к нам. У нас есть группа в «Фейсбуке», которая так и называется «Благотворительность в образовании – в законное русло» — это движение было создано именно по инициативе родителей. Мы занимается изучением законодательства, мониторим ситуацию в школах. Вместе с вами будем обращаться в департамент образования и как независимая сторона следить за ситуацией, чтобы ваши действия никоим образом не отразились на вашем ребенке.  Поймите, нужно менять отношение к себе: если родители хотят, чтобы их уважали, не нужно терпеть явления, с которыми они не согласны. Родители – это тоже сторона учебного процесса. Они имеют право обратиться и к учителю, и к  директору, и в органы местного самоуправления. И главная цель родительских комитетов, у которых на данный момент, к сожалению, сформировался имидж собирателей денег,  –  защита прав их детей в процессе обучения в общеобразовательной школе. А вовсе не защита директоров школ и начальников районо. А у нас все наоборот.

«Фонд школы» – это фантом

– Здравствуйте, Елена. Меня зовут Наталья. Что такое «фонд школы», в который с родителей постоянно собирают деньги? – Школьные фонды, которые на данный момент существуют,  – законодательно абсолютно неурегулированное понятие, о них не упоминается ни в одном нормативно-правовом документе.

Нигде не прописаны их функции, возможность контроля, ответственность лиц, которые распоряжаются этим фондом. Вы обратитесь к любому директору школы – он не предоставит вам никаких документов, регламентирующих «фонд школы», в который вы регулярно сдаете деньги без надлежащего оформления.

Зато есть положение о родительских комитетах общеобразовательных заведений, согласно которому те имеют право создавать благотворительные фонды в соответствии с действующим законодательством, в том числе заниматься контролем и распределением благотворительных взносов.

Но родительский комитет должен зарегистрировать благотворительный фонд – только тогда он имеет право заниматься сбором денег. А учителя и директор не имеют право заниматься сбором средств. 

– Получается, что родители вообще не обязаны сдавать деньги в «фонд школы» или детского садика?

– Конечно. Согласно Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительность – это добровольная бескорыстная помощь. Хотите – платите, не хотите – не платите. Причем вы имеете право оказывать помощь в том размере, в котором желаете, а не в том, который вам навязывают. А у наших родителей перевернулось сознание, поскольку родительские комитеты долго культивировали понятие «фонда школы». Недавно я общалась с директором полтавской гимназии. У них вся помощь от родителей проходит через зарегистрированный благотворительный фонд. У этого фонда есть устав, счет  в банке. Когда возникает в чем-то потребность – директор пишет на имя главы фонда, а это один из родителей, заявление с просьбой предоставить помощь на такие-то и такие-то нужны. И совет фонда решает, как они будут помогать, где будут приобретать необходимые товары или услуги… Кстати, в этот фонд могут перечислять благотворительные взносы не только родители, но и бывшие ученики и члены территориальной громады.

Школа может выживать не только за счет родителей

– Елена, добрый день. Владимир звонит. Скажите, если благотворительный фонд не зарегистрирован, как правильно должна оформляться помощь школе? – Есть постановления КМУ № 1222 и № 1295, которые регламентируют порядок приема благотворительной помощи бюджетными организациями.

Постановление № 1222 касается благотворительных взносов, которые предоставляются школе в форме денег. Эти взносы должны быть зачислены на спецсчет, который есть у каждой школы, и информация о нем должна быть в открытом доступе. У вас останется квитанция о перечисленных средствах.

  Если помощь оказывается товарами – необходимо написать заявление на имя директора школы о том, что вы  предоставляете такую помощь. Тот письменным приказом создает оценочную комиссию. Если есть чеки – на их основании составляется акт оценки, нет чека – на основании рыночной стоимости. А затем составляется акт приема-передачи имущества на баланс школы.

Один экземпляр акта передается в бухгалтерию как основание, чтобы поставить благотворительную помощь на приход.

– А что это за спецсчет такой?

– В любом бюджетном учреждении есть два фонда: специальный и общий. Общий – это фонд, в который поступают деньги из бюджета. А специальный – собственные поступления бюджетной организации.  И когда говорят, что родительская помощь –  единственный источник дополнительного финансирования школы, это неправда. Специальный фонд для того и существует, чтобы  зачислялись собственные поступления бюджетного учреждения – например, от сдачи в аренду помещений, от предоставления платных услуг, от продажи имущества (в частности старой мебели), сюда же относятся и благотворительные взносы. В специальный фонд зачисляют и товары, которые благотворительная организация предоставила школе.

– Получается, что каждый родитель, который намерен помочь школе, должен перечислять деньги на этот счет?

– Возможен и вариант, когда деньги от родителей соберет один человек, допустим, тоже родитель (но только не персонал школы) и, согласно Постановлению КМУ № 1222, перечислит их на счет. При этом, в соответствии со ст. 7 п. 4 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (действует с 2012 года), человек, который осуществляет сбор средств в пользу школы, должен действовать на основании договора о публичном сборе средств. В договоре указываются персональные данные того, кто собирает деньги, цели, ответственность, порядок отчетности и т. д. Хотя в Департаменте образования горсовета, как ни странно, в ответе на наш запрос ссылаются на старый закон о благотворительных организациях, который действовал до 2012 года, и где эта норма о необходимости публичного договора для сбора средств отсутствует. 

– А правомерно ли создание в школах внебюджетных фондов?

– Это запрещено ст. 116 Бюджетного кодекса Украины.

На что идут бюджетные деньги?

– Здравствуйте, меня зовут Анастасия Игоревна.

Елена, скажите, выделяют ли государственный и местный бюджеты какие-то средства на нужды школы? И на что именно? Почему с родителей постоянно собирают на ремонт крыши, на подготовку отопительной системы к сезону – замену окон, тестирование системы отопления? – Согласно Постановлению КМУ № 228 (о составлении сметы каждого бюджетного учреждения), обязательными являются затраты на оплату труда и хозяйственное содержание здания. В гороно мне уточнили, что хозяйственное содержание здания включает только коммунальные платежи, также обязательно финансируется питание.

– А ремонт, получается, не заложен?

–  Вообще-то,  должны быть заложены. Потому что в Законе «Об общем среднем образовании» сказано, что финансирование учебных заведений происходит за счет либо собственника, либо учредителя. У нас учредитель – горсовет, поэтому это его ответственность. Но в мэрии говорят, что денег не хватает.

– А могут родители как-то проследить, на что идут бюджетные деньги  – сколько выделяется конкретной школе, на какие цели и в полной ли мере они реализуются на эти нужды?

– Закон о доступе к публичной информации позволяет каждому гражданину Украины обратиться в органы власти за информацией, находящейся в их распоряжении. Информация по финансированию школ как раз в компетенции городского совета. На сайте горсовета в разделе «Публичная информация» есть типовая форма запроса. Ответ должен быть предоставлен вам в течение пяти дней. Но при этом очень важно правильно сформулировать свой запрос. Поэтому если у родителей возникнет такая потребность – обращайтесь к нам. Возможно, какая-то информация уже есть у нас или мы вам поможем составить запрос.

Учитель тоже нуждается в поддержке

– Добрый день. Меня зовут Алевтина Михайловна. Елена, согласитесь, ведь если родители в классе примут решение не сдавать деньги, допустим, на ремонт, то давление может оказываться не только на детей, но и на классного руководителя – со стороны директора.

Мол, плохо работаешь с родителями – можешь искать себе новое место работы. Как родители могут защитить учителя? – В школе № 67, например, родители писали письма в гороно в поддержку своего классного руководителя.

В любом случае нельзя бездействовать – пока мы будем молчать и бояться вынести сор из избы, ничего не изменится. Поэтому если есть конфликтные ситуации, которые не удается решить на месте, обращайтесь в Департамент образования горсовета.

– Я слышала, что вы намерены вести какую-то разъяснительную работу для родителей  по вопросам незаконных поборов в школе?

– По инициативе родителей мы собираемся провести своеобразный ликбез для родителей на базе 167-й школы. Но чтобы провести такое мероприятие – нужно уладить много моментов, согласовать с департаментом образования. Пока мы решили, что это будет в рамках общешкольного родительского собрания – нам выделят 10-15 минут, чтобы мы  донесли свою информацию. После чего заинтересовавшиеся родители остаются, а остальные смогут уйти.  Кроме того, мы планируем проводить семинары для целевой аудитории – именно для заинтересованных родителей, тех, кого тревожит такое положение вещей и кто не готов с этим мириться. Елена Анатольевна Нарожная родилась в Харькове в 1979 году. В 2001 году окончила Харьковский государственный аграрный университет им. В.В. Докучаева. С 2001 по 2005 год – учеба в аспирантуре и работа научным сотрудником.

С 2005-го – работа в коммерческой организации в отделах сбыта и снабжения. На данный момент занимается собственным хозяйством по выращиванию ягод.



Источник: https://vecherniy.kharkov.ua/news/112407/

Основы благотворительности: знакомимся с терминами и оформляем пожер

Как оказать благотворительную помощь школе

Определения терминов

Порядок предоставления и использования благотворительной помощи (благотворительных пожертвований) регулирует Закон о благотворительной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.

1 этого Законаблаготворительная деятельность — это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных Законом целей, которая не предусматривает получение благотворителем прибыли, а также выплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара.

При этом благотворителем может быть дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о благотворительной деятельности).

Получателем благотворительной помощи — бенефициаром — может быть физическое лицо, неприбыльная организация или территориальная громада, которые получают помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом о благотворительной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 1 этого Закона).

Как видите,

юридические лица могут заниматься благотворительностью самостоятельно или через специальные благотворительные организации, созданные и зарегистрированные в установленном законодательством порядке

При этом предприятие, которое решило оказать помощь благотворительной организации, в терминах закона считается благотворителем, а вот бенефициаром выступает благотворительный фонд.

Кто есть кто разобрались, а теперь давайте определим, какую помощь можно оказать благотворительной организации.

Виды благотворительной помощи

Зачастую под благотворительностью понимают только безвозмездную передачу денежных средств. Но так ли это?

Перечень разрешенных видов благотворительной помощи приведен в ч. 1 ст. 5 Закона о благотворительной деятельности. Итак, помочь благотворительному фонду можно путем:

1) бесплатной передачи средств, другого имущества, а также бесплатной уступки бенефициару имущественных прав;

2) бесплатной передачи бенефициарам права пользования и других вещных прав на имущество и имущественные права;

3) бесплатной передачи бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав;

4) бесплатного предоставления услуг и выполнения работ в пользу бенефициаров;

5) благотворительной совместной деятельности и выполнения других контрактов (договоров) о благотворительной деятельности;

6) публичного сбора благотворительных пожертвований;

7) управления благотворительными эндавментами;

8) выполнения завещаний, завещательных отказов и наследственных договоров для благотворительной деятельности;

9) проведения благотворительных аукционов, неденежных лотерей, конкурсов и других благотворительных мероприятий, не запрещенных законом.

То есть специальный «благотворительный» Закон предусматривает возможность предоставления благотворительной помощи в любой удобной для вас форме:

как в виде денежных средств, так и в натуральной форме в виде ТМЦ, необоротных, в том числе нематериальных, активов или оказанных бенефициару услуг (выполненных работ)

Обратите внимание! Из приведенного нами в самом начале определения благотворительной деятельности следует, что благотворительная помощь имеет целевой характер, т. е.

ее используют исключительно на цели, предусмотренные Законом о благотворительной деятельности. Перечень основных направлений использования благотворительных пожертвований приведен в ст. 3 этого Закона.

В этом, собственно, состоит главное отличие благотворительной помощи от обычной безвозмездной передачи.

Какое это имеет для нас значение? Это значит, что при документальном оформлении благотворительной помощи желательно указывать, на какие цели она предоставлена. Ну и раз мы уже упомянули о документальном оформлении благотворительной помощи, остановимся на нем подробнее.

Оформляем благотворительную помощь

Если инициатива о предоставлении помощи фонду исходит от самого предприятия, тогда документальное оформление начинают с издания приказа (распоряжения) руководителя о предоставлении помощи.

В приказе указывают наименование благотворительного фонда — получателя, сумму денежной помощи или наименование материальных ценностей/услуг, которые будут переданы/предоставлены бенефициару, а также оговаривают цели, на которые помощь предоставлена.

Если же инициатором оказания помощи выступает сам фонд — получатель помощи, тогда желательно заручиться письмом-ходатайством фонда с просьбой о предоставлении помощи на определенные цели. И уже на основании этого письма орган управления предприятия (руководитель) принимает решение о выделении помощи и издает соответствующий приказ (распоряжение).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 6 Закона о благотворительной деятельности, бесплатная передача благотворителем денежных средств, другого имущества, имущественных прав в собственность бенефициаров для достижения определенных, заранее установленных целей благотворительной деятельности является благотворительным пожертвованием.

Благотворительную помощь оформляют договором о благотворительном пожертвовании*

Общие требования к заключению договоров пожертвования установлены ст. 729 ГКУ, согласно которой пожертвованием является дарение недвижимых и движимых вещей, в частности денежных средств и ценных бумаг, для достижения определенной, заранее обусловленной цели.

Договор о пожертвовании является разновидностью договора дарения и к нему применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом (ч. 3 ст. 729 ГКУ). В частности, при заключении договора о пожертвовании нужно соблюдать требования ст. 719 ГКУ относительно формы договора.

Например, договор пожертвования недвижимости заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 719 ГКУ). Договор о пожертвовании движимых вещей может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Это следует из ч. 4 ст.

719 ГКУ. Ну и, наконец, договор о пожертвовании валютных ценностей* на сумму, превышающую пятидесятикратный размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан (т. е. на сумму свыше 850 грн.), также заключают в письменной форме.

Однако в отличие от договора дарения

договор о благотворительном пожертвовании валютных ценностей не подлежит нотариальному удостоверению

Об этом говорят ч. 5 ст. 719, ч. 3 ст. 729 ГКУ и ч. 1 ст. 6 Закона о благотворительной деятельности.

Договор пожертвования считается заключенным с момента принятия пожертвования (ч. 2 ст. 729 ГКУ).

И еще одно. В договоре о пожертвовании не забудьте указать о целевом использовании вашей помощи. В противном случае бесплатная передача помощи по договору может быть расценена как обычный договор дарения, а это уже чревато в некоторых случаях признанием таких договоров дарения недействительными.

Во-первых, в соответствии с ч. 3 ст. 720 ГКУ предпринимательские общества могут заключать договор дарения между собой, если право осуществлять дарение установлено учредительными документами дарителя. Однако это положение не распространяется на право юридического лица заключать договоры пожертвования.

То есть перед заключением договора дарения нужно убедиться, что такой вид деятельности предусмотрен уставом. В противном случае такой договор может быть признан недействительным на основании ст. 215 ГКУ.

А вот договор пожертвования можно заключать независимо от того, разрешен ли такой вид деятельности учредительными документами

Во-вторых, дарение денежных средств в сумме свыше 850 грн. требует, как мы уже говорили, нотариального удостоверения. При этом отсутствие такого удостоверения там, где это нужно, может послужить основанием для признания такого договора ничтожным на основании ст. 219 ГКУ.

В дальнейшем при перечислении/передаче помощи оформляют первичные документы, которые послужат подтверждением такой операции для целей бухгалтерского и налогового учета. Так, в зависимости от вида помощи подтверждающими документами будут:

— в случае предоставления безналичной денежной помощи — платежное поручение на безналичное перечисление средств;

— в случае оказания помощи наличными денежными средствами — расходный кассовый ордер;

— если в качестве пожертвования вы передаете ТМЦ (необоротные активы) — расходная накладная (акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств).

Кроме того, если «натуральную» помощь оказывает благотворитель — плательщик НДС, тогда придется оформить две налоговые накладные (НН):

— НН на безНДСную поставку товаров (работ, услуг), освобожденную от НДС на основании п.п. 197.1.15 НКУ;

— сводную НН на сумму «компенсирующих» НО по НДС по п. 198.5 НКУ (подробнее об этом мы расскажем чуть позже, см. с. 8).

Ну и, наконец, еще один документ, которым нужно обзавестись при предоставлении помощи благотворительному фонду, — это копия решения о включении благотворительного фонда в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. Этот документ, говорящий о неприбыльном статусе бенефициара, пригодится вам для правильного отражения благотворительной помощи в налоговоприбыльном учете, а также для подтверждения права на льготу по НДС.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2017/november/issue-90/article-31783.html

Благотворительность: учет и налогообложение

Как оказать благотворительную помощь школе

Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан.

Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

1. Понятие благотворительной деятельности

2. На какие цели направлена благотворительная деятельность

3. Кто участвует в благотворительной деятельности

4. Налог на прибыль

5. Льготы по НДС

6. Отказ от льготы по НДС

7. «Входной» НДС

8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи

9. Заполняем налоговую декларацию

10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

11. Кому помогать

12. В какой форме оказывать помощь

13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

14. Как перечислить деньги на благотворительные цели

15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется (Конституция Статья Конституцией Российской Федерации), (Гражданский кодекс Статья Гражданским кодексом Российской Федерации), Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Понятие благотворительной деятельности

Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе №135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь может осуществляться в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан”.

При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Источник: https://ppt.ru/news/124855

Внимание, родители! Письмо Министерства образования и науки от 09.09.2015 г. № ВК 2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств»

Как оказать благотворительную помощь школе

Уважаемые родители!

Руководство школы благодарит Вас за поддержку наших инициатив и материальную помощь.

Добровольные  пожертвования, взносы и иные добровольные поступления на расчетный счет школы законодательством не запрещены. Родители знают, что любые благотворительные родительские взносы- дело исключительно добровольное.

Инициатива Управляющего совета или родительского комитета об оказании помощи школе носит исключительно рекомендуемый характер.

Принуждение в любой форме, в  том числе применение каких- либо санкций по отношению к ребенку, может быть обжаловано.

Администрация школы имеет право обращаться к родителям с просьбой о добровольных пожертвованиях. Но решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно. Сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи. Родитель имеет полное право не оказывать никакой благотворительной помощи.

Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

Решения родительского комитета того или иного класса, Управляющего совета школы о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Управляющий совет школы:

содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения образования;

содействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы учреждения образования, благоустройству его помещений и территории;

определяет направления, формы, размеры и порядок использования средств, в том числе на развитие учебно-материальной базы, оказание помощи детям, учащимся и из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одаренных детей, а также осуществляет контроль за их целевым использованием.

Финансовые средства формируются из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц, других поступлений, не  запрещенных законодательством. Они зачисляются на расчетный счет школы и используются по целевому назначению в соответствии с решением Управляющего совета.

Процедура, как правило, такова: на заседании члены Управляющего совета общешкольного родительского комитета принимают решение об оказании поддержки в улучшении материально-технической базы и о размере такой поддержки. Данная информация доводится до сведения остальных родителей.

Все средства перечисляются исключительно добровольно во внебюджетный фонд школы на отдельный расчетный счет.

Важное место в этой системе занимает отчет о проделанной работе и потраченных суммах.

В целях усиления прозрачности данного процесса и снижения недовольства родителей обязательно доводится до сведения родителей учащихся информация о том, как, куда, в каких размерах были потрачены деньги, причем не на словах, а документально, путем предъявления счетов и договоров и наглядно, например  демонстрируя новые шкафы в учебном  кабинете, приобретенную технику и т.п. Такой отчет осуществляется ежегодно в сентябре-октябре на открытом расширенном заседании Управляющего совета МБОУ г.Астрахани «СОШ№7» в работе которого участвуют представители родительской общественности всех классов школы.

Отчет о расходовании бюджетных и внебюджетных средств за 2016-2017 учебный год.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08

О НЕДОПУЩЕНИИ НЕЗАКОННЫХ СБОРОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо от 13 сентября 2013 г. N НТ-885/08 «О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся общеобразовательных организаций» и создан сервис обратной связи net-poboram@mon.gov.ru для сообщений граждан.

Вместе с тем, в адрес Минобрнауки России продолжают поступать жалобы о взимании денежных средств в общеобразовательных организациях на различные цели, в том числе на приобретение учебников и учебных пособий, нужды школы и прочие «добровольные пожертвования».

Кроме того, по данным Следственного комитета Российской Федерации в некоторых субъектах Российской Федерации сохранилась практика незаконного взимания с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций денежных средств на ремонт зданий, оплату содержания службы безопасности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а также другие нужды.
Минобрнауки России еще раз обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.
Дополнительно Минобрнауки России рекомендует актуализировать работу «горячей линии» по вопросам недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций.

В.Ш.КАГАНОВ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств. Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ!

1. Не допускается принуждение родителей (законных представителей)

учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также

относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств

должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.

Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует

заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор

содержит обещание дарения в будущем.

Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

2. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:

— требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

—  требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного

документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

3. Благотворитель имеет право:

— в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на

расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию -приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

— получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного благотворителем учреждению;

—  получить  информацию о целевом расходовании переданных учреждению

безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

— обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в судебном порядке;

— сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц по телефонам «горячих линий» в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в контрольно-надзорные, правоохранительные органы.

Источник: http://www.astrschool71.ru/blagotvoritelnaya-dobrovolnaya-pomoshh-ou/

Крепость Права
Добавить комментарий