Наследие наследство одевать надевать это

Культура речи -контр1 – копия

Наследие наследство одевать надевать это

Самостоятельнаяработа № 1

ВАРИАНТ №1 (первый вариант выполняют студенты,фамилии которых начинаются на А,Б,В,Г,Д,Е)

1.Какие нормы нарушены в предложении”Коза закричала нечеловеческимголосом” ? ( Орфоэпические, лексические,орфографические, грамматические).

2.Онарушении какого качества речисвидетельствует пословица ” В огородебузина, а в Киеве дядька” ? ( уместности,богатства, логичности)

3.Как называется высшая форма национальногоязыка?

4.Что объединяет просторечие, жаргон,диалекты?

5.Что такое плеоназм?

6.Какой стилистический прием использованв высказывании О.Уальда “Тольконеглубокиелюди знают себя до самых глубин“?

7.Найдитеслучаи плеоназма, тавтологии, скрытойтавтологии в данных предложениях.Отредактируйте их.

1.Мы заранее предчувствовали исход дела.2. Я отморозил пальцы ног и уши головы.3. Истец доказывает свою правотубездоказательными доказательствами.4. Если это гипотетически предположить,то ситуация видится в ином свете. 5.Товарные биржи были сформированы вформе акционерных обществ. 6. Нам всентябре месяце пришлось неожиданнопереезжать в новое здание.

8.Ктрем словам ( на выбор) из данных нижеподберите эвфемизмы.

Лгать,украсть, обжора, старик, пьяница, нищета,толстяк, лентяй, неряха, жадный, мошенник.

9.Устраните нарушение лексическойсочетаемости. Напишите правильныеварианты.

1.Необходимо увеличить уровень благосостояниянарода.

2.Большинство времени мы проводили влесу.

3.Этот фильм оказал на меня неизгладимоевпечатление.

4.У дверей на завалинке сидела кошка иповизгивала от удовольствия.

10.Что такое оксюморон? Дайте определениеи приведите два – три примера.

11.Что такое каламбур? Приведите одинпример.

12.Составьте по одному предложению илисловосочетанию с паронимами:

одеть-надеть,черепаший-черепаховый, роспись – подпись,явный- явственный, царский- царственный,преемник – приемник.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯРАБОТА № 1

Вариант№ 2 ( второй вариант выполняют студенты,фамилии которых начинаются наЖ,З,И,К,Л,М,Н,О)

1.Какоекачество речи ( богатство,выразительность,уместность) нарушено

мальчикомв гостях?

“Стены кабинета были увешаны стариннымичасами,и, желая показать свое восхищение,я почтительно сказал:

-Да-а… У вас есть что пограбить.”(П.Санаев)

2.Какие нормы( лексические, грамматические,орфоэпические) нарушены в предложении” Декада польской культуры пройдетс 1 по 7 октября” ? Почему?

3.Кого называют носителем просторечия?

4.Найдите случаи избыточности речи(плеоназма, тавтологии, скрытойтавтологии). Отредактируйте предложения.

1.Реформа ведется при одновременномсосуществовании старых и новых структуруправления. 2. У коренных аборигеновАвстралии и сегодня в ходу амулеты. 3.Следующая программа содержит сцены,содержащие агрессивные конфликты. 4. Ивсе мы почитаем тебя умершим покойником,а ты вон как… 5. Думаю, что скоро у насбудут свободные вакансии, в этом убежденыи мои коллеги по работе.

5.Перепишите предложения. Определите,какие стилистические приемы использованыавторами ( тавтология, лексическийповтор, оксюморон, каламбур).

1.Якрасивый, ясильный,ямудрый, ядобрый. И все это открыля(С.Лец).

2.Я не буду тебя проклинать, я печаленпечальюразлуки (Н.Гумилев).

3.Для производства футбольных головноги бывают важнее голов(Я.Козловский).

4.В нашей семье по утрам зарядкой занимаетсятолько мобильник.

5.И красотыихбезобразнойя скоро таинство постиг (М.Лермонтов).

6.Найдите нарушения лексическойсочетаемости. Отредактируйте предложения.

1.Пальцы перебирали аккорды на гитаре.

2.В цирк успеете, там сеансы в 15 и 19 часов.

3.Под конец она устала, поэтому облокотиласьспиной о стену.

4.В нашем городе большое вниманиеоказывается юношескому хоккею.

5.Особое значение в орнаменте традиционноиграет цвет.

7.Составьте словосочетания, раскрывскобки и выбрав подходящее слово илислова.

а)глубокая ( юность, старость, весна, осень)

б)взыскать ( штраф, ущерб)

в)одержать ( первенство, победу)

г)увеличить ( уровень, объем)

д)оказать ( содействие, заботу, помощь)

8.Ктрем словам ( на выбор) из данных нижеподберите эвфемизмы.

Вор,драться, крохобор, некрасивый, пьяница,опоздать, тунеядец.

9.Могут ли опыт и правда иметь вкус?

10.Кого можно распекать?

11.Составьте по одному словосочетанию скаждым из паронимов:

наследие- наследство, крокодилий- крокодиловый,памятный – памятливый, одеть – надеть,роспись – подпись, преемник – приемник,предать- придать, здравица – здравница,демонстративный – демонстрационный.

12.В каком спектакле артист может сыгратьзаглавную роль ?

“ДядяВаня”, “Не все коту масленица”,”Власть тьмы” , Утиная охота”.

Самостоятельнаяработа № 1

ВАРИАНТ № 3 (третий вариант выполняют студенты,фамилии которых начинаются наП,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я).

1.Определите,какое из коммуникативных качеств речинарушено в выступлении музыкантаС.Троицкого (Паука) на радиостанции “ЭхоМосквы”( выразительность, логичность,чистота, уместность).

“Просто я с давних пор заметил, что ,когда,например,какое-нибудь сложное дело начинаешьделать, оно легко идет,например,у тебя ноль сомнений,например.

2.Литературный язык является кодифицированным.Что значит термин “кодификация” ?

3.Укажите, какой признак не характеризуетлитературный язык:

ограниченностьупотребления, обработанность,нормированность, наличие функциональныхстилей.

4.Чтоназывается плеоназмом?

5.Найдите случаи плеоназма, тавтологиив данных ниже предложениях. Отредактируйтеих.

1.Там, значит, в одном акте грабители купцаграбят на глазах у публики. 2. И при виде его я окончательно потерял свое сознание.3. Расскажите, пожалуйста, своюавтобиографию. 4. Внутренний интерьердворца поразил экскурсантов великолепием.5. Там,говорят, воздух очень превосходный.6. Артисты гордились тем, что в зале былполный аншлаг.

6.Перепишите предложения. Определите,какие стилистические приемы использованыавторами ( каламбур, оксюморон, тавтология,лексический повтор).

1.Взять жену без состоянияя в состоянии,но входить в долги из-за ее тряпок я нев состоянии(А.С.Пушкин).

2.Петербургнакрыло маковое покрывало … с еговеселящейсяскукойи скучающейвеселостью .

3.Нежнаядевушкав белом нежнуюпеснюпоет (С.Есенин).

4.Любимая!Меня вы не любили( С.Есенин).

7.Составьте словосочетания, раскрывскобки и выбрав подходящее слово илислова.

а)уровень ( улучшили, повысили, увеличили)

б)поднять (тост, бокал)

в)цены ( высокие, низкие, дорогие)

г)взыскать (ущерб, деньги, штраф)

д)оказать ( впечатление , воздействие)

8.Подберите эвфемизмы к трем из данныхниже слов (на выбор):

Грубиян,наглец, подхалим, рваный свитер, грязныеджинсы, украсть, двоечник, бездельник,драться.

9.Найдите нарушения лексическойсочетаемости. Отредактируйте предложения.

1.Он никогда не делал дурных поступков.

2.Поэт всегда уделял место теме родины.

3.Ксожалению, она не понимает, какоевпечатление оказывает на окружающих.

4.Возледома находился гражданин в легкомопьянении, который приставал к окружающейсреде.

5.В Интернете есть сайты, ухаживающие запожилыми людьми.

10.Ккакому словарю следует обратиться,чтобы понять разницу в значении слов”дипломат” и “дипломант” ? (Орфоэпическому, этимологическому,словарю паронимов, словарю синонимов).

11.Составьтепо одному предложению или словосочетанию каждым из паронимов, данных ниже:

Артистичный- артистический, глиняный – глинистый,гневный – гневливый, роспись – подпись,одеть – надеть, преемник – приемник,черепаший – черепаховый.

12.В каких спектаклях актриса может сыгратьзаглавную роль?

“Небыло ни гроша, да вдруг алтын”,”Снегурочка”, ” Запискисумасшедшего”,

“Петербургскиесновидения”, “Леди Макбет Мценскогоуезда”, “Король Лир”.

Источник: https://studfile.net/preview/2082710/

Паронимы

Наследие наследство одевать надевать это

разработала:

учитель русского языка

МОУ «Ракитовская СОШ»

с. Ракиты 2010

Тема урока: Паронимы

Цель: обучение точности речи.

Задачи:

1.  дать понятие о паронимах, учить различать паронимы, учить правильному употреблению паронимов в речи;

2.  совершенствовать навыки работы со словарем;

3.  учить анализировать свою и чужую речь, учитывая нормы русского языка;

4.  развивать внимание, память, расширять словарный запас школьников;

5.  воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование:

1.  Мультимедийная установка для демонстрации слайдовой презентации.

2.  Лексические словари.

3.  Индивидуальный раздаточный материал.

Использованная литература:

1.  , Петрякова по культуре речи. Рига: Retorika A., М.: Флинта, 2000.

2.  Петрякова речи. Практикум-справочник. Москва: «Наука», 2001.

3.  Культура речи. Сборник тестов и заданий (пособие по подготовке к ЕГЭ). СПб.: издательство «Тригон», 2004.

Ход урока.

Слайд 2.

Традиционная орфоэпическая разминка. Прочитать, соблюдая правильное ударение. Какие слова непонятны? Какие слова вы привыкли произносить иначе? Запомните правильное ударение.

Слайд 3.

Лексическая разминка. Подберите синонимы к словам, выбрав их из слов для справок.

Слайд 4.

Лексическая разминка. Каждое толкование замените одним словом.

Слайд 5.

Знакомство с понятием «паронимы».

Слайд 6.

Повторение изученного ранее. Запомните!

·  Одеть кого, во что

·  Надеть что, на кого, на что

·  Оплатить что

·  Уплатить за что

·  Заплатить за что

·  Платить за что

Слайд 7.

Практическая работа.

Правильно употребите глаголы «надеть» и «одеть».

·  Мама …чехол на чемодан. (надеть)

·  Девочка …куклу Катю. (одеть)

·  Старший брат …сестру. (одеть)

·  Сегодня Лена …новые туфли. (надеть)

·  Игорь …часы на руку. (надеть)

·  Бабушка …внука. (одеть)

·  Бабушка …очки на нос. (надеть)

·  Космонавт …скафандр. (надеть)

Слайд 8.

Проверим себя.

Слайд 9.

Работа со словарями.

Ученикам предлагаются пары паронимов, на каждую парту разные. Работая в паре, необходимо найти в словаре значения предложенных паронимов, записать их в тетрадь, с каждым паронимом составить предложение. Затем каждая пара представляет свои паронимы, идет коллективное обсуждение правильности составленных предложений.

Слайды 10-14.

Выберите правильный вариант. Исправьте неверные предложения и словосочетания.

ЖИЗНЕННЫЙ – ЖИТЕЙСКИЙ.

а) Он прошёл непростой житейский путь.

б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях.

ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.

а) Я прочла о новом экономическом способе приготовления пищи.

б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране.

НАСЛЕДИЕ – НАСЛЕДСТВО.

а) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.

б) Юрист объяснил мне правила вступления в наследство.

ВЫПОЛНЯТЬ – ИСПОЛНЯТЬ.

а) Я всегда тщательно исполняю домашние задания.

б) Эту песню исполнил известный певец.

СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ.

а) Мать приготовила сытный завтрак.

б) После сытого борща есть не хочется долго.

Студент быстро (усвоил, освоил) новый материал.

Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым, виновным) видом.

Её объяснение было очень (доходным, доходчивым).

Слайд 15.

Вывод. Чему сегодня научился каждый из вас? Что узнал нового, чего не знал раньше?

Заключительное слово учителя о необходимости быть внимательным к своей речи, о её точности, уместности.

«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» ()

Слайд 16.

Немного отдохнем. Игра «Ассоциации». Придумать слово-ассоциацию к данному слову на указанную букву. Например, Ура – каникулы!

К – ура!

С – муха

С – красота

К – сумка

Л – октябрь

К – музыка

М – физика

Т – речь Последняя ассоциация: речь – точность.

Источник: https://pandia.ru/text/78/132/100292.php

Наследие наследство одевать надевать это

Наследие наследство одевать надевать это

Похожие презентации Показать еще Презентация 8 класса на тему: “Паронимы Урок культуры речи в 8 классе.. Орфоэпическая разминка крас и вее, парал и ч, пр а внучка, бархат и стый, камен и стый, м у скул и стый, гр у. Скачать бесплатно и без регистрации. Банальный 2.

“Белое не надевать, обтягивающее не носить!” (с)

Игры Судьбы Аннотация: Неспокойно в драконьей империи.

То Совет лордов требует от императора завести супругу и наследника, то разгорается мятеж в самом центре исконно верных монарху земель, то в столицу в составе печально известной бродячей труппы прибывает беременная девчонка-циркачка, по слухам самая натуральная девственница и чудо.

И все бы ничего, если бы события эти были никак не связаны меж собой. А тут поди разберись, кто в этой свалке враг, а кто союзник и преданнейший друг! Ранее этот текст назывался “Мое чужое дитя” Роман принят в работу Альфа-книгой.

Есть шанс увидеть это в бумаге. Наследство золотых лисиц Пролог. Чудо Столица третий день стояла на ушах. Из уст в уста передавался слух об удивительной эквилибристке.

Площади были обклеены цветными афишами с изображением тоненькой гибкой фигурки.

И все бы ничего – странствующих трупп с хрупкими девушками везде хватает, но эта была особенной. Причудливо изогнувшееся тело, облаченное в откровенное излишне облегающееся трико Ребенок, балансирующий на огромном шаре.

Такой была первая иллюзия. Потом взгляд цеплялся за заметно выдающийся вперед живот. Изогнувшаяся на афише девушка совершенно точно была беременна. Но и это было хоть и редкостью: увидеть женщину на сносях, танцующей на потеху толпе можно нечасто, – не было уникальным.

Уникальность циркачки заключалась в ином Да ты шутишь! Его спутник статью также выдающий воинскую выправку недовольно шикнул на друга. Тонкокостная брюнетка с измазанным театральной краской до полной неузнаваемости лицом притягивала взгляд. Темно-изумрудный облегающий костюм, вульгарно смотрящийся бы на любой другой, на этой эквилибристке выглядел уместно.

И даже заметная выпуклость живота ничуть не портила нарисованную циркачку. Она действительно не знала мужчины. Аура девчонки образует очень плотную “фату”. Не удивлюсь, если она и не целовалась ни разу!

Названный Гилом рассеяно запустил пятерню в отросшие за последние – оказавшиеся удивительно напряженными – месяцы ярко-рыжие пряди. У этой загадки должно было быть простое решение. Ну не верить же в чудо непорочного зачатия, верно? Таким лишь гулящие дурочки-дочки перед строгими родителями оправдываться и могут.

Сценический образ. Возможно эта твоя девица уже месяцев двадцать беременная и все на том же сроке, – рыжий с легким раздражением кивнул в сторону афиши. Я ее видел. Она действительно ждет ребенка.

И плод в ее чреве сияет так ярко, что даже мне не удалось рассмотреть ни расу, ни пол младенца.

Ты за кого меня принимаешь?! Я, демоны тебя побери, главный имперский маг, а не уличный шарлатан с тремя классами образования! Тебя еще не все окружающие слышали.

Уверен, все-таки это какой-то трюк. Кстати, чья труппа-то? Главный имперский маг, выправкой и повадками более походивший на бывалого воина, невольно изогнул губы в улыбке. Гил удивленно бросил взгляд на изображенную на афише девицу. Как-то не вязалась эта девочка с бродячими кошаками, слухами о похождениях которых не первый год полнился двор.

А девица откуда? Неужели кто-то из них решил-таки остепениться? Рэдж, откинув голову назад, засмеялся, да так заразительно, что Гил против воли подхватил. Да уж действительно больше походит на шутку. Любимая и единственная.

Малышку Рьясу помнишь? Красавицу гимнастку он помнил. Изящная блондинка с глубокими синими глазами, нежным овалом лица и очаровательными ямочками на щеках. Рьяса всегда смеялась. И этим своим веселым нравом покоряла всех в единый миг.

Гил лишь задумчиво качнул головой.

Как же быстро бежит время для тех, кто не связан кровью с магией мира. Кажется, еще вчера Рьяса бесстрашно танцевала на канате, натянутом под куполом цирка, а теперь уже ее дочь вот-вот приведет в этот мир новую жизнь.

Уже лет двадцать не видел их наглые кошачьи морды. А после можно и на девицу эту твою взглянуть Они очень за нее переживают.

И порвут любого, кто не так взглянет на малышку. Гил, видя беспокойство друга, лишь отмахнулся. Этих бродячих котов рыжий знал не первый год, да и помнил, как они тряслись над честью Рьясы Но не уберегли. Ни сестру, ни племянницу. Глава 1. Под куполом цирка Я словно лев в клетке шагами мерила комнату, снятую для меня любимыми дядюшками.

До выступления оставалась еще пара часов – по-хорошему мне отдыхать надо Руки по выработавшейся привычке скользнули к животу.

Он выпирал не так уж и сильно, в свободном платье и не заметно ничего, но сценический костюм был специально подобран так, чтобы выставить мое состояние на суд общественности. Все еще не привыкла.

Уже четвертый месяц живу с этим, но привыкнуть никак не выходит. Внутри что-то недовольно дернулось.

Это мне мягко напомнили, что такое отношение к такой маленькой драгоценности как это нежданное дитя, недопустимо. Чужое присутствие сразу же истаяло. Мой лисенок старался не слишком беспокоить свою будущую маму, знал, что мне, чистокровной человечке, тяжело выдерживать его постоянное присутствие.

https://www.youtube.com/watch?v=04Ikijp0BS4

Я не стану затягивать с нашими делами, честно-честно. Мне не поверили. По крайней мере, насмешливая тишина внутри была именно такой, многозначительной. Странно, наверно, общаться с эмбрионом, но это был не совсем обычный ребенок.

Совсем не обычный. Да и я прежде как-то не бывала беременной, так что на самом деле мне весьма сложно судить, как там все должно быть в реальности. Да-да, я в курсе, что каждая мать стремится наделить свое дитя чем-то особенным, выделить его Вот только мой лисенок действительно был особенным. И где шляется Марта, когда тебе давно пора делать макияж к выходу?!

Мой младший дядюшка. Трехцветный кот. И не говорите мне, что для мужчин такая расцветка невозможна, ибо передо мной живое воплощение этой “невозможности”. Пегая из-за пресловутой “трехцвености” шевелюра обрезана почти под корень – Ари не любит, когда на него обращено слишком много взглядов. Кстати, глаза у него красивые: как и у всех в нашей семье они насыщенного синего цвета.

Да и черты лица правильные, их не удалось испортить даже парочке длинных белых шрамов, пересекающих левую щеку – это он неудачно упал на забытый кем-то инвентарь при отработке номера, задолго до моего рождения.

Кстати, именно из-за поврежденных мышц улыбка у него всегда выходит немного кривоватой, а вовсе не из-за бесовского нрава. Так что не верьте сплетникам, господа! Из троих братьев Корвир Аринэл самый спокойный, рассудительный и надежный. Я тоже рада видеть тебя в добром здравии, – сварливо пробормотала я, выпутываясь из тряпок, в которых полагается ходить благовоспитанной горожанке.

Дядя, сжалившись, поспешил прийти мне на помощь. К счастью, опыта в разоблачении дам у него было немеряно. Спустя полторы минуты я уже стояла перед родичем в одном нижнем белье.

Корсетов из-за особенностей своего положения я не носила, а потому сейчас на мне были лишь шортики до середины бедра и короткая шелковая сорочка с вышитой на подоле герцогской короной.

Я невольно приласкала украшенный плотными стежками кусочек ткани.

Наследница семьи Шустовых Что такое для вас наследство ваших предков? При этом деловая хватка сочеталась с какой-то наивностью.

Повторение по разделу «Лексика и фразеология»

Его вдохновляли женщины, они были его музами Не удивительно, что именно им он посвятил свою жизнь и свое творчество.

А знаете ли вы, что он принес в наш с вами женский гардероб? Думаю, заглядывая утром в свой шкаф или совершая очередной шоппинг, мы совсем не задумываемся над тем, кто изначально был автором той или иной вещи – настолько прочно они поселились как в праздничной, так и в повседневной жизни. Давайте вспомним, что Ив Сен-Лоран оставил в наследство женщинам.

Наследие Сен-Лорана – 5 легендарных вещей в нашем гардеробе

Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Паронимами называются разные по значению слова, сходные по произношению, лексико-грамматической принадлежности и, как правило, родству корней: адресат – адресант, вдох – вздох, земельный – земляной и многие другие.

Паронимами называются близкие по звучанию однокоренные слова, относящиеся к одной части речи и одному семантическому полю, но имеющие, как правило, разные значения. Место ударения при этом несущественно.

Можно ли носить чужой найденный крестик? Можно ли носить крест умершего родственника?

Паронимы в русском языке Паронимы гр. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Паронимами называются разные по значению слова, сходные по произношению, лексико-грамматической принадлежности и, как правило, родству корней: адресат – адресант, вдох – вздох, земельный – земляной и многие другие.

Паронимами называются близкие по звучанию однокоренные слова, относящиеся к одной части речи и одному семантическому полю обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга , но имеющие, как правило, разные значения.

Место ударения при этом несущественно. Паронимы представляют собой весьма значительный пласт лексики. Являясь — наряду с синонимами, антонимами и омонимами — одним из компонентов лексической системы языка, они занимают в ней свое особое место.

:

Система работы с паронимами

Вишневская Л. Очень часто при работе с лексическим материалом текста возникает сложность в определении лексических значений слов. Особенно трудной является работа с паронимами — словами, близкими по звучанию, но не совпадающими по значению.

Паронимии, к сожалению, уделяется недостаточно времени на уроках русского языка, развития речи и литературы. Предлагаем вам глубже познакомиться с явлением паронимии в русском языке и выполнить упражнения по этой теме. Паронимы в русском языке Паронимы гр.

Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении одинаковые синтаксические функции.

паронимы в русском языке

Выразительно прочтите стихотворение, определите его стилистическую принадлежность. С помощью каких лексических средств она достигается. Ты не слышишь, как плачут цветы, Как кричат, когда боль им приносишь? Как дрожат и трепещут листы, Когда руку на них ты заносишь? Повсеместно улыбки таят Будто ласково в душу глядят

Надевать шарф – одевать ребенка. Экономный человек Культурное наследие – бабушкино наследство. Целый апельсин – цельный.

Паронимия и парономазия

Игры Судьбы Аннотация: Неспокойно в драконьей империи.

То Совет лордов требует от императора завести супругу и наследника, то разгорается мятеж в самом центре исконно верных монарху земель, то в столицу в составе печально известной бродячей труппы прибывает беременная девчонка-циркачка, по слухам самая натуральная девственница и чудо.

И все бы ничего, если бы события эти были никак не связаны меж собой. А тут поди разберись, кто в этой свалке враг, а кто союзник и преданнейший друг! Ранее этот текст назывался “Мое чужое дитя” Роман принят в работу Альфа-книгой. Есть шанс увидеть это в бумаге. Наследство золотых лисиц Пролог. Чудо Столица третий день стояла на ушах.

Презентация по теме “Паронимы”

Изучение паронимов в средней школе автором admin Паронимы от греч. Ошибочное употребление таких слов — частотная лексическая ошибка. Например: Такие костюмы одевали вместо надевали в праздничные дни.

Понятия паронимии и парономазии

Паронимы гр. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

Паронимы, различающиеся приставками: опечатки – отпечатки, уплатить – оплатить; Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный – безответственный, существо – сущность; командированный – командировочный; Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой – производную.

При этом в паре могут быть: слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост – возраст; слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз – торможение; слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз – нагрузка.

В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский? Справка: — 1 прил.

В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить? Справка: — 1 дать, вручить для ознакомления, осведомления; 2 выделить, послать в качестве представителя; 3 возбудить ходатайство о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-л; 4 познакомить с кем-л.

В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний? Справка: будничный — 1 прил. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский? Справка: — полный неприязни, ненависти, вражды; неприязненный; вражеский — прил. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?

Источник: https://nyagan2.ru/nasledstvo/nasledie-nasledstvo-odevat-nadevat-eto.php

паронимы в русском языке

Наследие наследство одевать надевать это

1.1. Паронимы в русском языке

Паронимы (гр. para – возле + onima – имя) – этооднокорневые слова, близкие по звучанию,но не совпадающие в значениях: подпись- роспись, одеть – надеть, главный -заглавный. Паронимы, как правило,относятся к одной части речи и выполняютв предложении аналогичные синтаксическиефункции.

Паронимами называются разные по значениюслова, сходные по произношению,лексико-грамматической принадлежностии, как правило, родству корней: адресат- адресант, вдох – вздох, земельный -земляной и многие другие.

Паронимами называются близкие позвучанию однокоренные слова, относящиесяк одной части речи и одному семантическомуполю (обширное объединение слов, связанныхпо смыслу, обусловливающих и предопределяющихзначения друг друга), но имеющие, какправило, разные значения. Место ударенияпри этом несущественно.

Паронимы представляют собой весьмазначительный пласт лексики. Являясь –наряду с синонимами, антонимами иомонимами – одним из компонентовлексической системы языка, они занимаютв ней свое особое место. К сожалению,между учеными имеются серьезныеразногласия в понимании самой сущностипаронимии, что, естественно, находитотражение и в существующих словаряхпаронимов.

1.2. Группы паронимов

Учитывая особенности словообразованияпаронимов, можно выделить следующиегруппы:

1. Паронимы, различающиеся приставками:опечатки – отпечатки, уплатить – оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами:безответный – безответственный, существо- сущность; командированный – командировочный;

3. Паронимы, различающиеся характеромосновы: один имеет непроизводную основу,другой – производную. При этом в паремогут быть:

а) слова с непроизводной основой иприставочные образования: рост – возраст;

б) слова с непроизводной основой ибесприставочные слова с суффиксами:тормоз – торможение;

в) слова с непроизводной основой и словас приставкой и суффиксом: груз – нагрузка.

В семантическом отношении среди паронимовобнаруживаются две группы.

1. Паронимы, различающиеся тонкимисмысловыми оттенками: длинный – длительный,желанный – желательный, гривастый -гривистый, жизненный – житейский,дипломатичный – дипломатический.

Такихпаронимов большинство, их значениякомментируются в лингвистическихсловарях (толковых, словарях трудностей,словарях однокорневых слов, словаряхпаронимов).

Многие из них характеризуютсяособенностями в лексической сочетаемости:экономические последствия – экономичноеведение хозяйства, богатое наследство- тяжелое наследие; выполнять задание- исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся посмыслу гнездо – гнездовье, дефектный -дефективный. Таких единиц в языкенемного.

Особую группу паронимов составляюттакие, которые отличаютсяфункционально-стилевой закрепленностьюили стилистической окраской: работать- сработать, жить – проживать.

Распределение паронимов по частям речиявляется весьма неравномерным. На первомместе находятся адъективные паронимы,объединяющие как собственно прилагательные,так и причастия, превратившиеся вприлагательные в результате утратыглагольных признаков. Второе место почисленности занимают субстантивныепаронимы. На третьем месте находятсяглагольные паронимы.

Паронимические ряды могут быть какдвучленными (их большинство), так имногочленными, насчитывающими в рядеслучаев до шести-семи и более компонентов.

Например: элитарный – элитный, описка– отписка, поглотить – проглотить,водянистый – водный – водяной, голод –голодание – голодовка, кровавый –кровный – кровянистый – кровяной,выплатить – заплатить – оплатить –уплатить, игорный – игральный – играный– игривый – игристый – игровой.

1.3. Отношение паронимов к омонимам,синонимам, антонимам

При изучении паронимов естественновозникает вопрос об их отношении кдругим лексическим категориям – омонимам,синонимам и антонимам. Так, некоторыеученые рассматривают паронимию какнекую разновидность омонимии, а паронимы,следовательно, как “псевдоомонимы”,указывая на их формальную близость.Паронимы отличаются от омонимовследующими признаками.

Во-первых,паронимы имеют разное написание;например: диктат – диктант (паронимы),дача1 – порция, даваемая в один прием,дача2 – загородный дом, обычно для летнегоотдыха, дача3 – участок земли под лесом(омонимы).

Во-вторых, паронимичные слованикогда не имеют полного совпадения впроизношении; например: паронимичныешпиц – шпиль и омонимичные шпилька1 -приспособление для закалывания волос,шпилька2 – тонкий каблук.

К тому же семантическая близостьпаронимов объясняется этимологически:изначально у них был общий корень. Асходство слов-омонимов чисто внешнее,случайное (за исключением тех случаев,когда омонимия развивается в результатераспада значений многозначного слова).

Смешение разных слов, близких попроизношению, наблюдается, как правило,в речи, так как в языковой системе большаячасть подобных слов достаточно четкоразграничивается друг от друга, хотя внекоторых случаях сходно звучныеоднокоренные слова оказываются весьмаблизкими друг другу и трудности ихразграничения не всегда легкопреодолеваются. Например, лиричный -лирический, комичный – комический,малинный – малиновый современныеисследователи называют неполнымипаронимами. Слова данного типа сближаютсяс однокоренными синонимами, хотя имеюти явные отличительные черты:

А) паронимичные относятся или только кисконным русским словам (бродяжий -бродячий, остатки – останки, оплатить -уплатить, пометы – пометки), или толькок заимствованным (абонент-абонемент,существо – сущность, факт – фактор). А всинонимичном ряду могут быть объединеныи те и другие; например: ярмо – ярем,рабство, кабала, где два первые – исконныерусские, третье – старославянскоезаимствование, четвертое – тюркское.

Б) синонимы, обозначая одно и то же илиблизкое понятие, нередко семантически(отношение языковых выражений) предельносближаются, тогда, как паронимы обозначаютвсегда совершенно разные понятия иотличаются друг от друга четкойсемантической дифференциацией.

При разграничении паронимов и синонимовследует иметь в виду, что расхождениев значениях паронимов обычно настолькозначительно, что замена одного из нихдругим невозможна.

Смешение паронимовприводит к грубым лексическим ошибкам:”Мать одела (надо надела) на ребенкапальто”; “В вестибюле гостиницысидели командировочные” (надокомандированные). Синонимы же оченьчасто взаимозаменяемы.

При всемсвоеобразии семантических структурони предоставляют автору право широкоговыбора наиболее подходящего по значениюслова, не исключая вариантов синонимическойзамены. В то же время известны случаиперехода паронимов в синонимы.

Так,сравнительно недавно слово смиритьсяимело значение «стать смирным, покорным,смиренным», употребление его в значении«примириться» считалось недопустимым.Однако в разговорной речи это слово всечаще стало обозначать – «привыкнув,примириться с чем-нибудь»: смириться сбедностью, смириться с недостатками.

Современные толковые словари русскогоязыка отмечают это значение как основное.Таким образом, бывшие паронимы, врезультате их смешения в речи, могутсблизиться и в конце концов превратитьсяв синонимы. Однако следует иметь ввиду,что взаимозаменяемость недавнихпаронимов допустима лишь в том случае,если развившееся у них новое значениезакреплено в языке.

Смысловое различие паронимов непростирается, как правило, до предельнойпротивоположности, т.е. паронимы невступают в антонимические отношения.Они могут быть противопоставлены тольков контексте: «Долг, а не должность»;«Служение, а не служба» (заголовкигазетных статей). Однако подобноепротивопоставление паронимов неотражается на их системных связях влексике.

1.4. Использование паронимов в речи

Паронимы требуют к себе особого внимания,поскольку в речи недопустимо их смешение.Неточность употребления паронимовявляется следствием разных причин.

Водном случае их смешение возникает врезультате сближения обозначаемыхданными словами реалий типа: дно-днище,иголочный – игольный – игольчатый, чара- чарка, чаша – чашка.

Характерно, чтопочти во всех подобных словах звуковоесходство незначительное, а ошибочноеих смешение возможно.

В другом случае причиной неверногоупотребления подобозвучных словоказывается общность сферы примененияназываемых ими понятий, предметов,процессов, действий, качеств или сходствовозникающих ассоциативных связей:брутто – нетто, ланцет – пинцет, лоцман- боцман, варка – варенье, формовой -формовочный, барокко – рококо.

Иногда неточность использованияпаронимов является следствием возможностиих синонимического соединения и близостиили тождества границ лексическойсочетаемости: анекдотический (анекдотичный)поход, апатическое (апатичное) состояние.Тогда как в ряде других случаев такоесближение невозможно, приводит к ошибке:Это был совершенно анекдотичный (вместоанекдотический) рассказ; Он всегдаказался каким-то апатическим (вместоапатичным).

Возникновение речевой ошибки происходити в результате не различения стилевойпринадлежности слов.

Нередко наблюдаетсясближение книжных, специальных слов сразговорными: антиномия смешиваетсясо словом антимония; слов межстилевых,стилистически нейтральных – с разговорнымиили просторечными: бессмысленность сразговорным бессмыслица; гнилец – спросторечным гнильца; заржавленный – сразговорным заржавелый и просторечнымустаревшим заржавый; зубастый – сразговорным зубатый.

Смешению паронимичных слов способствуюттакже тесные семантические связисловообразовательных суффиксов: -н- и–ск-; -овит-, -ов- и -н-; -ство- и -ость- идругих (изобретательский – изобретательный,деловитый – деловой – дельный, благоустройство- благоустроенность).

Причиной смешения может явиться неразличение мало знакомых носителю языкапаронимичных слов. Именно этим можнообъяснить смешение в речи слов ампир -вампир, дистанция – инстанция, экскаватор- эскалатор.

Несмотря на то, что смешение паронимичныхслов наблюдается нередко, то само явлениепаронимии – вполне закономерно.

Новые паронимы возникают в русскомязыке постоянно. Этому способствуетактивно действующий в языке законаналогии. А также специфика авторскогоупотребления подобозвучных слов.

Правильное употребление паронимов -необходимое условие грамотной, культурнойречи, и, напротив, смешение их – признакневысокой речевой культуры.

Выводы

Проведенный нами анализ паронимов всовременной российской прессе позволилсделать следующие выводы:

– в публицистике широко используютсяслова паронимы;

– по частотности употребления преобладаютпаронимы правильного употребления

– наиболее часто встречаются такиеошибки употребления паронимов: надеть– одеть, действительный – действенный,целый – цельный, военный – воинский,водяной – водный и другие.

Словари паронимов

«Словарь трудностей русского языка»(авторы Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова),

«Словарь паронимов русского языка»О.В. Вишняковой,

«Словарь паронимов русского языка» Н.П. Колесникова и другие.

Санкт-Петербургский ГосударственныйУниверситет Телекоммуникаций именипроф. М.А. Бонч-Бруевича

Факультет Информационных систем итехнологий

Доклад на тему:

Паронимы в русскомязыке

Выполнил:Хроменков С. В.

Группа ИСТ-12

Преподаватель:Грохольская Т.В.

Санкт-Петербург

2012

Источник: https://studfile.net/preview/2081903/

Олег Сулькин опасается за судьбу наследия скульптора Эрнста Неизвестного

Неуплата грозит принудительным выселением, а имение и работы Неизвестного пойдут с молотка.

Памятник в Воркуте, третьей из “столиц ГУЛАГа”, где, по замыслу скульптора, также должен быть воздвигнут мемориал безвинно замученным, возможно, откроется к столетию Неизвестного. Вдова скульптора и его дочь.

Живет в Москве. Занимается изобразительным искусством, зарабатывает, по ее словам, составлением коллекций для частных собирателей.

Кто одевает современных супергероев

Романтичный 6. Искусный Слова для справок 1. Мечтательно-созерцательный 3. Много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек 4. Умелый, хорошо знающий своё дело 5. По-детски недоразвитый 5. Мечтательно-созерцательный 6. По-детски недоразвитый Плодотворный 3.

Умелый, хорошо знающий своё дело 4 слайд Описание слайда: Каждое толкование замени одним словом Настенный светильник из одной или нескольких ламп Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью Стенной ковер ручной работы с художественно вытканным изображением Краткая встреча кого-л.

Паронимы в русском языке Паронимы гр. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Паронимами называются разные по значению слова, сходные по произношению, лексико-грамматической принадлежности и, как правило, родству корней: адресат – адресант, вдох – вздох, земельный – земляной и многие другие.

:

Почему шубу в Германии даже в холода лучше не носить

Трусы наизнанку Плохие приметы Есть моменты, когда стоит обратить внимание на, кажется, совсем привычные явления. Они могу тпредупреждать вас о чем-то. Возможно, ваша внимательность поможет вам избежать некоторых трудностей или неприятностей.

Звероферма в городе Раден в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия прекращает работу из-за давления защитников животных и строгого контроля ветеринарного ведомства. Цифры предрождественской торговли подтверждают эту тенденцию на протяжении последних лет”. Отказ от меха – тренд в обществе?

В году окончил юридический факультет Одесского университета. Иронический портрет Харджиева в этот период, под именем Харито, фигурирует в повести К. В Одессе подружился с Э. Багрицким [3] , который донашивал за ним одежду. Когда поэт решился выбраться из Одессы в столицу, жена постаралась одеть Багрицкого получше, сшила ему брюки.

наследие и наследство Слова «наследие» и «наследство» являются паронимами — созвучными и схожими в написании словами.

Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях узнать – признать, одеть – надеть, подпись – роспись , называются паронимами из гр. Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Некоторые авторы понимают явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова, независимо от того, однокоренные они или нет , то есть паронимами признают и такие слова, как дрель – трель, ланцет – пинцет, фарш – фарс. Большинство лингвистов считает, что паронимия охватывает лишь родственные слова, имеющие звуковое подобие.

Звуковая близость их и сходство в значениях объясняются тем, что у них один и тот же морфологический корень.

Не следует относить к паронимам слова с общим историческим корнем, но в современном языке утратившие этимологические связи клубень – клубника , а также заимствованные слова, восходящие к одному корню, но претерпевшие опрощение и деэтимологизацию роман – романс, гимназия – гимнастика.

Можно выделить: 1 паронимы, имеющие разные приставки опечатки – отпечатки ; 2 паронимы, отличающиеся суффиксами безответный – безответственный, существо – сущность ; 3 паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой – производную с приставкой рост – возраст , с суффиксом тормоз – торможение , с приставкой и суффиксом груз – нагрузка.

Большинство паронимов близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками длинный – длительный, желанный – желательный, гривастый – гривистый, жизненный – житейский, дипломатичный – дипломатический. Значительно меньше паронимов, резко отличающихся по смыслу гнездо – гнездовье, дефектный – дефективный. Особую группу образуют паронимы, которые при большом семантическом сходстве различаются лексической сочетаемостью постройка – строение, наследие – наследство, выполнять – исполнять.

Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

Паронимы, различающиеся приставками: опечатки – отпечатки, уплатить – оплатить; 2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный – безответственный, существо – сущность; командированный – командировочный; 3.

Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой – производную.

Источник: https://msk-ekspertiza.ru/nasledstvo/nasledie-nasledstvo-odevat-nadevat-eto.php

Крепость Права
Добавить комментарий