Передача государственного имущества в оперативное управление

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Передача государственного имущества в оперативное управление

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к  объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для  осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

 При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления: подробности для бухгалтера

  • Налог на имущество казенного предприятия … является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в … на праве оперативного управления.
    Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления … объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем … имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, …
  • Применение МСФО (IFRS) 16 «Аренда» при исполнении концессионных соглашений в Российской Федерации … и государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.
    Объект концессионного соглашения и иное …
  • Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения … статье.
    Право оперативного управления.
    Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То … имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы … за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться … собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект
    Постановление …
  • Изъятие имущества в казну по инициативе учредителя … которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом … , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким … прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании … , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется … платной деятельности;
    5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом.
    [1] …
  • Принимаем к учету объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости … .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019; … государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой … вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 … до даты государственной регистрации права оперативного управления
    01
    50 000
    Передача … свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления:
    по актуализированной кадастровой стоимости …
  • Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление … основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н … . 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма … ).
    Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны … ) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости …
  • Новшества в учете нефинансовых активов … В части основных средств
    Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств
    4 … , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
    0 … , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
    0 … В части материальных запасов
    Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов
    4 105 …
  • Обзор арбитражной практики по погашению обязательств автономных учреждений … имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо … , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом …
  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет … право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право … учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного … НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в … на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит …
  • Практические аспекты деятельности бюджетных государственных и муниципальных учреждений: вопросы и ответы … . Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное … движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества … учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения … закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том … имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет …
  • Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы … имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного … , находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного … имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;
    22) объем средств, полученных … имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления;
    23) общая балансовая (остаточная) … имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется …
  • Списание автомобиля: согласование, оформление, учет … автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания … автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания … учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона … за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании … , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
    0 …
  • Реализация металлолома и макулатуры … имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;
    бюджетные и автономные учреждения – недвижимым … и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный …
  • Применение забалансовых счетов … недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов … до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов … недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?
    Да, такие объекты … Инструкции № 157н).
    До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых … на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, …
  • Расчеты по имущественным налогам … имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/pravo_operativnogo_upravleniya.html

ВС: Отчуждение муниципального имущества ИП-арендатору – это право, а не обязанность государства

Передача государственного имущества в оперативное управление

Муниципальное казенное предприятие «Воронежский жилищно-коммунальный комбинат» и индивидуальный предприниматель Сергей Думанов с 2010 по 2013 г., а также в 2015 и 2016 гг. заключали договоры аренды нежилого помещения, которым комбинат владел на праве оперативного управления.

В ноябре 2017 г. предприниматель обратился к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Воронежа и комбинату.

В своих заявлениях он указал, что относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому хочет реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества в соответствии с Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, № 159-ФЗ.

Предприятие отказало Сергею Думанову, сославшись на то, что оно не вправе продавать недвижимое имущество, переданное ему в оперативное управление администрацией города. Управление также отказало, указав, что помещение с 2006 г. закреплено на праве оперативного управления за комбинатом и что последний договор аренды в день обращения ИП уже не действовал.

В связи с этим Сергей Думанов подал иск в Арбитражный суд Воронежской области к управлению и предприятию. Гражданин потребовал признать незаконными их решения об отказе в реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения и обязать администрацию города передать указанный объект в собственность предпринимателя.

Суд удовлетворил иск, апелляция и кассация согласились с его позицией (дело № А14-297/2018). Две первые инстанции пришли к выводу, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены.

Суды согласились с наличием у Сергея Думанова преимущественного права на приобретение помещения в собственность.

Они указали, что именно управление уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом, поэтому оно вправе изъять из оперативного управления предприятия имущество и оказать содействие в реализации арендатором его преимущественного права на приватизацию.

Управление посчитало принятые судебные акты незаконными и подало кассационную жалобу в Верховный Суд, который в Определении от 13 августа 2019 г. № 310-ЭС19-6352 согласился с ним.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу, что принятие решения о возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является правом, а не обязанностью предприятия. В данном случае необходимо согласие собственника на отчуждение, однако решение о приватизации юрлицо принимает самостоятельно.

ВС подчеркнул: Закон № 159-ФЗ не предусматривает ни обязанность предприятия принять решение о совершении такой сделки, ни обязанность собственника недвижимого имущества дать согласие на его приватизацию. Принятие такого решения государственным или муниципальным предприятием и согласие собственника в данном случае являются добровольным волеизъявлением и не могут быть получены в принудительном порядке.

По мнению Экономической коллегии, исключительно собственнику принадлежит право распоряжаться таким имуществом, в том числе закреплять его на праве оперативного управления за каким-либо предприятием и изымать в случае использования не по назначению.

При этом никто не вправе требовать от собственника принять решение об изъятии имущества из оперативного управления предприятия, в том числе и в целях предоставления его в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, сказал ВС, передача предприятием части закрепленного за ним имущества в аренду третьим лицам не является использованием имущества не по назначению. Это право охватывается понятием обычной хозяйственной деятельности данной организации.

Верховный Суд согласился с тем, что в соответствии с разъяснениями Информационного письма ВАС № 134 суд может признать наличие у арендатора права на приобретение такого имущества и обязать уполномоченный орган осуществить действия по реализации данного права.

Однако это возможно только в том случае, если соответствующее предприятие получило имущество после опубликования Закона № 159-ФЗ и с целью исключительно воспрепятствовать реализации предпринимателем своего права на приобретение арендованного имущества в собственность.

В данном деле, подчеркнула коллегия, помещение находилось в оперативном управлении комбината с 2006 г., т.е. до опубликования Закона № 159-ФЗ.

Кроме того, во всех договорах аренды, заключенных предприятием с Сергеем Думановым, было отражено наличие права оперативного управления арендодателя.

Следовательно, муниципальный орган не осуществлял никаких действий, направленных на воспрепятствование реализации субъектом малого предпринимательства преимущественного права на приобретение арендованного им помещения.

На основе этого Суд решил, что у комбината и управления отсутствовала обязанность принять решение об отчуждении предпринимателю нежилого помещения, закрепленного за предприятием на праве оперативного управления.

При этом соответствующее право субъекта малого или среднего предпринимательства может быть реализовано исключительно при наличии согласия этих лиц.

Поэтому экономическая коллегия пришла к выводу, что суды безосновательно признали незаконным отказ муниципального органа и обязали совершить действия, направленные на отчуждение арендатору помещения. В этой части ВС принял новое решение по делу, отказав в удовлетворении требований истца.

Адвокат Ульяновской областной коллегии адвокатов Альберт Мингачев отмечает, что до сих пор осталось достаточно много «белых пятен» в разрешении вопроса о реализации Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

«Данное определение дает почву для дискуссий двум непримиримым лагерям юристов. Первый из них – за жесткий контроль в вопросе передачи государственного и муниципального имущества в собственность предпринимателей.

А второй, выступая за активное развитие предпринимательства и всяческую его поддержку, ратует за льготную возможность получения этими лицами государственного имущества в собственность», – сообщает адвокат.

Альберт Мингачев полагает, что при буквальном толковании закона можно сделать вывод, что он регулирует вопросы передачи только имущества, находящегося в собственности, и не затрагивает оперативное управление и хозяйственное ведение.

«Отсюда и вытекает проблема: при владении имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения необходимо установить подлинную волю непосредственно собственника, о чем ВС в своем решении упоминает, но только вскользь», – говорит он.

Адвокат также отметил, что последующий вывод Суда является по своей сути правильным. «Собственник может быть понужден к отчуждению его имущества только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Все остальное действительно можно трактовать как вмешательство в хозяйственную деятельность, что недопустимо», – подчеркнул Альберт Мингачев.

Вместе с тем он отметил, что государство является не простым собственником, поэтому законодатель нередко делает для него различные исключения. Адвокат сообщил, что именно такими изъятиями из общего правила являются приватизация и признание права собственности на выморочное имущество.

Альберт Мингачев полагает, что нормы о предоставлении имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в собственность также являются исключением.

«Указывая, что передача имущества – не обязанность предприятия, ВС фактически приравнивает казенные предприятия и само государство к обычному субъекту предпринимательской деятельности. Это недопустимо и противоречит логике нашей правовой системы», – говорит адвокат.

Он подчеркнул, что, если данный вопрос не будет четко урегулирован на законодательном уровне, последует не один десяток похожих дел, решения по которым, вполне вероятно, будут разниться.

Адвокат АБ «Ахметгалиев, Хрунова и партнеры» Дмитрий Хомич, напротив, согласился с позицией Суда. «Реализация права преимущественной покупки нежилого помещения предпринимателем не должна противоречить праву собственности муниципалитета на это помещение.

Собственник вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом. А это значит, что решение об отчуждении спорного имущества принимается исключительно на добровольной основе и понуждение к принятию такого решения не допускается», – сообщил адвокат.

Он полагает, что некорректно обвинять собственника в том, что принятое решение не соответствует интересам предпринимателя. «Совершенно правильным является указание ВС на признаки, при которых отказ в продаже помещения может быть истолкован как воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности.

В том числе для этого необходимо доказать умысел муниципального собственника на изъятие имущества из гражданского оборота именно с целью последующего отказа в его реализации субъекту малого предпринимательства. Однако такие доказательства суду предоставлены не были.

Суд установил добросовестность собственника имущества при передаче его казенному предприятию, а также добросовестность последнего при его сдаче помещения в аренду», – объяснил адвокат.

Он подчеркнул, что проблема поддержки субъектов предпринимательской деятельности не может решаться за счет исключительно государственного и муниципального имущества. «Государство и муниципалитеты имеют собственные интересы и нужды по использованию принадлежащего им имущества. Понуждение их к совершению сделок по его отчуждению больше напоминает экспроприацию», – подытожил Дмитрий Хомич.

Адвокат, глава филиала МКА «Берлингтонз» в Санкт-Петербурге Александр Осетинский напомнил, что Законом № 159-ФЗ предусмотрены условия, при которых возможно приобретение имущества в рамках его регулирования.

Потенциальный покупатель должен быть субъектом малого или среднего предпринимательства, государственное или муниципальное имущество должно находиться у него в аренде на протяжении определенного промежутка времени и при этом предприниматель должен надлежащим образом исполнять свои обязательства.

«Несмотря на то что законодатель применяет термин “приватизация” как для обозначения сделок по отчуждению/приобретению недвижимого имущества физическими лицами, так и субъектами малого и среднего предпринимательства, условия и порядок проведения приватизационных сделок в данном случае различны», – отметил Александр Осетинский. По мнению адвоката, нормативный акт наделяет собственника имущества и предприятия правом на отчуждение имущества, что может быть чрезвычайно актуально для продажи такой недвижимости, поддержание которой в надлежащем состоянии обходится дороже, чем предполагаемая выгода от его использования в ближайшей перспективе.

Александр Осетинский сообщил: «При проведении мероприятий по продаже имущества, которое арендует субъект малого или среднего предпринимательства, его преимущественное право позволяет ему как претендовать на приобретение имущества на рыночных условиях “вне очереди”, так и требовать перевода на себя прав покупателя в случае, если сделка по отчуждению имущества была проведена с нарушением установленных процедур».

По словам адвоката, преимущественному праву арендатора на приобретение недвижимого имущества корреспондирует не обязанность собственника или предприятия продать объект, а обязанность продать имущество именно арендатору в том случае, если решение о продаже имущества уже принято.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-otchuzhdenie-munitsipalnogo-imushchestva-ip-arendatoru-eto-pravo-a-ne-obyazannost-gosudarstva/

Информация о передаче имущества

Передача государственного имущества в оперативное управление

  • О министерстве
  • Деятельность
  • Документы
  • Гос. услуги
  • Гос. служба
    • Конкурсы
    • Порядок обжалования результатов конкурса
    • Должностные регламенты
    • Условия прохождения государственной гражданской службы
    • Порядок поступления на госслужбу
    • Квалификационные требования к кандидатам
    • Итоги конкурсов
    • Номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей
    • Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
      • Методические материалы
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Комиссия по противодействию коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Типичные случаи неправомерного поведения лиц, замещающих государственные должности Свердловской области
      • Информация об органах и организациях, оказывающих бесплатные консультации гражданам и организациям по вопросам реализации прав, свобод и обязанностей граждан, прав и обязанностей организаций
      • Антикоррупционное просвещение
      • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
  • Пресс-центр
  • Обращения граждан

Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения.

2. Письменное обращение Получателя государственного учреждения Свердловской области, либо государственного унитарного предприятия Свердловской области, выражающее согласие принять имущество на праве оперативного управления, либо хозяйственного ведения.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к передаче;

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) подпись руководителя государственного учреждения либо государственного унитарного предприятия Свердловской области.

ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЙ (Приложение 3, Приложение 4)

3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (выписка из Единого государственного реестра недвижимости

об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (выписка из Единого государственного реестра недвижимости

об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).

7. Документы, подтверждающие нахождение объекта на бухгалтерском учете учреждения-балансодержателя (инвентарная карточка учета нефинансовых активов в части основных средств, или справка о балансовой и остаточной стоимости имущества, оформленная на бланке учреждения, подписанная руководителем и главным бухгалтером).

8. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – в части основных средств (2 экземпляра).

Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области – получателю имущества прилагается (ИНСТРУКЦИЯ по заполнению актов).

9. Заполненный шаблон в электронном виде (ШАБЛОН).

10. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).

11. Технико-экономическое обоснование передачи.

Технико-экономическое обоснование должно содержать:

1) Краткую историю объекта и его использования учреждением

2) Причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

3) Экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

Возврат к списку

Источник: http://mugiso.midural.ru/region/gospred/peredacha.php?ELEMENT_ID=4349

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Передача государственного имущества в оперативное управление
В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения – это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом.

Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность.

Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления».

Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

Изначально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее – Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года.

В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость).

Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

«… Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения…».

Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения.

Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства.

Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

Деятельность учреждений

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность учреждений1, являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности.

Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения.

Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО.

Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно.

Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Операции по передаче имущества

Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

Вариант 1

В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

Вариант 2

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения.

Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения.

Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Круговорот имущества: порядок учета

Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

Передача имущества

Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации.

Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.

При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей – как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

В учете учредителя операция отражается проводками:

  • Дебет 01 Кредит 01;
  • Дебет 02 Кредит 01;
  • Дебет 76 (58) Кредит 01.

Учреждение отражает операцию проводкой:

Эксплуатация ОС

Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

Амортизация или износ?

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5504

Что значит оперативное управление имуществом

Передача государственного имущества в оперативное управление

Оперативное управление имуществом – это ограниченное вещное право, применяемое на территориях государств, входивших в состав СССР.

Согласно норм закона, собственником отдельных предприятий, иных владений выступает государство.

В перечень передаваемого конкретному государственному ведомству имущества входит движимое и недвижимое имущество, собственником которого по-прежнему остается государство.

Особенности оперативного управления имуществом

Имущество, используемое для ведения какой-либо деятельности и в хозяйстве, далеко не всегда принадлежит организации.

Федеральные предприятия, относящиеся к казенному типу, государственные учреждения получают определенную собственность, сооружения, объекты для осуществления ограниченного использования, увеличивая свое участие в экономической деятельности в пределах всей страны.

С правом оперативного управления определенными объектами государственной недвижимости предприятия получают право распоряжения и владения имуществом согласно порядку, установленному положениями ст. 296 ГК, т.е. вести деятельностью в рамках целевого назначения имущества и компетенции деятельности учреждения.

В круг подобных организаций, наделенных полномочиями ведения хозяйственной деятельности и оперативного управления, входят следующие структуры:

  • фонд жилья;
  • учреждения по развитию массовой культуры, спорта;
  • образовательные и научно-просветительные учреждения;
  • предприятия в сфере медицины;
  • комплексы, обеспечивающие снабжение различными коммунальными ресурсами (отопление, вода, газ, электричество) и др.

Владельцем передаваемого имущества выступает государство или муниципалитет, разрешающие подобным организациям распоряжаться вверенной собственностью. В случае нарушения установленных правил эксплуатации имуществом, его порчи, использованию не по назначению, государственный орган вправе отозвать полномочия организации и изъять объект.

К числу объектов, которые передаются с правом оперативного управления, относят следующую собственность:

  • муниципальная;
  • государственная;
  • частная;
  • из фонда, располагаемого сельскими и городскими образованиями.

Правила использования права оперативного управления регламентируются положениями различных законодательных актов из Гражданского, Налогового, Бюджетного Кодекса, федеральными законами и актами региональных властей. Разрешенные направления ведения деятельности в отношении определенного имущества, также регулируются собственником.

Понятие права оперативного управления

Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Владелец, являющийся учредителем предприятия, имеет право отозвать свою собственность, переданную на правах оперативного управления, и распорядиться согласно своим планам и намерениям, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования переданного имущества, выхода за пределы разрешенного назначения, а также, когда объекты становятся ненужными. Государство вправе передавать казенным учреждениям различные полномочия.

Предприятие, получившее имущество от государства в пользование, не может распорядиться им по своему усмотрению – сохраняется обязательство согласования намерений с основным владельцем.

Доходами, извлекаемыми в результате пользования государственным имуществом, будет распоряжаться собственник предприятия, самостоятельно распоряжаться доходами учреждение не вправе.

Обязательная регистрация права

После того, как государство или муниципальный орган передали свое имущество по праву оперативного управления, предприятие обязано произвести регистрацию в Росреестре. Общая база ЕГРП содержит записи об всех случаях передачи собственности от государства во владение государственной организации или предприятию.

Сделка по передаче имущества фиксируется в базе данных согласно законодательно установленного порядка.

Порядок регистрации

Регистрируя право оперативного управления, предприятие проходит определенную процедуру, исходя из следующей последовательности:

  1. Подготовка документов, подтверждающих факт сделки.
  2. Обращение в МФЦ или отделение Росреестра и передача документации, оформленной в связи с передачей права.
  3. Выдача свидетельства о регистрации права и внесения регистрирующей записи в Единый Реестр, получение выписки Росреестра.

Перечень документов для регистрации права в ЕГРП

Процесс передачи государственного имущества строго регламентирован, а его регистрация требует основательной документационной базы.

По сути, регистрация права оперативного управления означает внесение записи в базу Росреестра о произошедшей сделке и требует сбора следующего пакета:

  • справка из ЕГРЮЛ;
  • заявка юридического лица на государственную регистрацию и внесение соответствующей записи в Росреестре (заполняется на специальном бланке, который получают по факту обращения, либо заранее скачивают из соответствующих информационных ресурсов);
  • уставные документы, справка о постановке налогоплательщика на учет, документ с присвоенными кодами статистики и пр.
  • документ, удостоверяющий личность представителя организации, и действующая доверенность на совершение регистрационных действий (заверяется у нотариуса);
  • документы, свидетельствующие о передаче собственности;
  • документы на передаваемое имущество (технические паспорта, кадастровая документация);
  • бумаги, устанавливающие право на рассматриваемые объекты собственности;
  • справки, свидетельствующие о том, что имущество закрепляется за организацией-заявителем.

На видео об управлении имуществом

Процедура получения права оперативного управления устанавливается нормами закона РФ, а сам процесс возможен только с согласия государства, в рамках разрешенной деятельности и выполняемых предприятием заданий.

Источник: http://ru-act.com/nedvizhimost/kvartira/voprosy-po-kvartire/chto-takoe-operativnoe-upravlenie-imushhestvom.html

Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 доб. 184 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 431 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

Полезный материал: Оценка рыночной стоимости квартиры.

Регистрационная процедура

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Документация, необходимая для обращения в ЕГРП

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

Источник: https://centr-advocat.com/chto-znachit-operativnoe-upravlenie-imuschestvom/

Крепость Права
Добавить комментарий