Признак резидента

Понятие резидента по казахстанскому законодательству

Признак резидента

Признак резиденства определяет виды и размеры налогов, уплачиваемых при осуществлении деятельности в Республике Казахстан. По соответствию определенным признакам юридические и физические лица признаются либо резидентами, либо нерезидентами.

Физические лица – резиденты

В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан резидентами признаются физические лица:

  • постоянно пребывающие в Республике Казахстан;
  • непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

Постоянно пребывающие физические лица

Физическое лицо считается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода:

  • если оно находится в Республике Казахстан не менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном 12-месячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

(пункт 2 статьи 189 Налогового кодекса).

Центр жизненных интересов физического лица

В соответствии с пунктом 3 статьи 189 Налогового кодекса центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
  • семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
  • наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Признание резидентом, независимо от проживания в Республике Казахстан и других критериев

Резидентами независимо от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других указанных выше критериев  признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, а также подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:

  • командированные за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семей указанных физических лиц;
  • члены экипажей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или гражданам Республики Казахстан, осуществляющих регулярные международные перевозки;
  • военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов или соединений, дислоцированных за пределами Республики Казахстан;
  • работающие на объектах, находящихся за пределами Республики Казахстан и являющихся собственностью Республики Казахстан или субъектов Республики Казахстан (в том числе на основе концессионных договоров);
  • студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения или прохождения практики, в течение всего периода обучения или практики;
  • преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, в течение всего периода преподавания или выполнения указанных работ;
  • находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур.

(пункт 4 статьи 189 Налогового кодекса).

Всегда ли гражданин Республики Казахстан является резидентом?

Наличие гражданства Республики Казахстан не всегда означает, что гражданин является резидентом. Если гражданин постоянно не проживает в Казахстане и здесь не находится центр его жизненных интересов, то такой гражданин признается нерезидентом.

Признаки резидентства юридических лиц

Резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан.

Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.

Источник: http://defacto.kz/node/8/

Справочная информация по документу »Справка о подтверждающих документах»

Признак резидента

«Наименование резидента» -?

в поле «Наименование резидента» указывается полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица или его филиала (для коммерческих организаций), наименование юридического лица или его филиала (для некоммерческих организаций) или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица – индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, представившего СПД, или по поручению которого она заполнена.

«Признак корректировки» -?

в поле «Признак корректировки» проставляется символ «*» при заполнении корректирующей СВО, которая содержит новые сведения по валютной операции, информация о которой содержалась в СВО, ранее принятой уполномоченным банком. В иных случаях поле «Признак корректировки» не заполняется.

При заполнении поля «Признак корректировки» в поле «от___» указывается дата заполнения СВО, которая содержит сведения по валютной операции, подлежащей корректировке.

При заполнении строки корректирующей СВО в графы, информация которых подлежит изменению, вносятся новые данные, а все ранее представленные сведения по данной валютной операции, не требующие изменений, отражаются в соответствующих графах строки корректирующей СВО в неизменном виде.

«Номер корректировки» -?

Необходимо указать порядковый номер корректировки, изменяющие сведения, содержавшиеся в СПД, ранее принятой банком. Указывается цифровое значение от 1 (в зависимости от числа ранее осуществленных корректировок)

«№ п/п» -?

В графе 1 указывается в порядке возрастания номер строки СПД.

В случае заполнения поля «Признак корректировки» в графе 1 указывается номер строки СПД, ранее принятой банком ПС, которая содержит сведения, подлежащие корректировке.

«Подтверждающий документ» -?

В графе 2 указывается номер подтверждающего документа.

При отсутствии у подтверждающего документа номера в графе 2 проставляется символ «БН».

4. В графе 3 в формате ДД.ММ.ГГГГ в зависимости от вида подтверждающего документа указывается дата, указанная в подпункте 9.2.1 пункта 9.2 или в пункте 9.3 Инструкции 138-И.

Если информация, подлежащая отражению в строке (графы 2 – 8) СПД, содержится в нескольких подтверждающих документах, за исключением подтверждающих документов, указанных в подпункте 9.2.1 пункта 9.2 Инструкции 138-И (ТД с наличием в ней даты выпуска, отличной от даты в номере ТД), то ее заполнение осуществляется на основании всех таких документов.

В этом случае в графах 2 – 4 СПД указывается информация о подтверждающем документе с наиболее поздней по сроку датой оформления, которая определяется в соответствии с пунктом 9.3 Инструкции 138-И.

Информация о номере (при его наличии) и дате других подтверждающих документов, на основании которых заполнены графы 5 – 8 строки СПД, указывается в поле «Примечание» в поле «».

«Код подтверждающего документа» -?

В графе 4 в зависимости от содержания подтверждающего документа указывается один из приведенных ниже кодов видов подтверждающих документов:

Код подтверждающего документа
01_3О вывозе с территории Российской Федерации товаров с представлением таможенной декларации, за исключением документов с кодом 03_3
01_4О ввозе на территорию Российской Федерации товаров с представлением таможенной декларации, за исключением документов с кодом 03_4
02_3Об отгрузке (передаче покупателю, перевозчику) товаров при их вывозе с территории Российской Федерации без подачи таможенной декларации, за исключением документов с кодом 03_3
02_4О получении (передаче продавцом, перевозчиком) товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, за исключением документов с кодом 03_4
03_3О передаче резидентом на территории Российской Федерации товаров и оказании услуг нерезиденту по контрактам, указанным в подпункте 5.1.2 пункта 5.1 настоящей Инструкции
03_4О получении резидентом за пределами территории Российской Федерации товаров и услуг от нерезидента по контрактам, указанным в подпункте 5.1.2 пункта 5.1настоящей Инструкции
04_3О выполненных резидентом работах, оказанных услугах, переданных информации и результатах интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, за исключением документов с кодом 03_3
04_4О выполненных нерезидентом работах оказанных услугах, переданных информации и результатах интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, за исключением документов с кодом 03_4
05_3О прощении резидентом долга (основной долг) нерезиденту по кредитному договору
05_4О прощении нерезидентом долга (основной долг) резиденту по кредитному договору
06_3О зачете встречных однородных требований, при котором обязательства нерезидента по возврату основного долга по кредитному договору прекращаются полностью или изменяются обязательства (снижается сумма основного долга)
06_4О зачете встречных однородных требований, при котором обязательства резидента по возврату основного долга по кредитному договору прекращаются полностью или изменяются обязательства (снижается сумма основного долга)
07_3Об уступке резидентом требования к должнику-нерезиденту по возврату основного долга по кредитному договору иному лицу – нерезиденту
07_4Об уступке нерезидентом требования к должнику-резиденту по возврату основного долга по кредитному договору в пользу иного лица – резидента
08_3О переводе нерезидентом своего долга по возврату основного долга по кредитному договору на иное лицо – резидента
08_4О переводе резидентом своего долга по возврату основного долга по кредитному договору на иное лицо – нерезидента
09_3О прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств нерезидента по кредитному договору в связи с новацией (заменой первоначального обязательства должника-нерезидента другим обязательством), за исключением новации, осуществляемой посредством передачи должником-нерезидентом резиденту векселя или иных ценных бумаг
09_4О прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств резидента по кредитному договору в связи с новацией (заменой первоначального обязательства должника-резидента другим обязательством), за исключением новации, осуществляемой посредством передачи должником-резидентом нерезиденту векселя или иных ценных бумаг
10_3О прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств нерезидента, связанных с оплатой товаров (работ, услуг, переданных информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) по контракту или с возвратом нерезидентом основного долга по кредитному договору посредством передачи нерезидентом резиденту векселя или иных ценных бумаг
10_4О прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств резидента, связанных с оплатой товаров (работ, услуг, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) по контракту или с возвратом резидентом основного долга по кредитному договору посредством передачи резидентом нерезиденту векселя или иных ценных бумаг
11_3О полном или частичном исполнении обязательств по возврату основного долга нерезидента по кредитному договору иным лицом – резидентом
11_4О полном или частичном исполнении обязательств по возврату основного долга резидента по кредитному договору третьим лицом – нерезидентом
12_3Об изменении обязательств (увеличении задолженности по основному долгу резидента перед нерезидентом) по кредитному договору
12_4Об изменении обязательств (увеличении задолженности по основному долгу нерезидента перед резидентом) по кредитному договору
13_3Об иных способах исполнения (изменения, прекращения) обязательств нерезидента перед резидентом по контракту (кредитному договору), включая возврат нерезидентом ранее полученных товаров, за исключением иных кодов видов подтверждающих документов, указанных в настоящей таблице
13_4Об иных способах исполнения (изменения, прекращения) обязательств резидента перед нерезидентом по контракту (кредитному договору), включая возврат резидентом ранее полученных товаров, за исключением иных кодов видов подтверждающих документов, указанных в настоящей таблице

Сумма по подтверждающему документу -?

В графе 5 указывается цифровой код валюты в соответствии с ОКВ или Классификатором клиринговых валют, в которой в подтверждающем документе указана стоимость товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, либо сумма иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту (кредитному договору).

В графе 6 указывается стоимость в валюте, указанной в графе 5, товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключи-тельных прав на них, либо сумма иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту (кредитному договору).

Графы 7 и 8 заполняются в случае если код валюты подтверждающего документа и код валюты контракта (кредитного договора), указанный в ПС, не совпадают. В иных случаях графы 7 и 8 не заполняются.

В графе 7 указывается цифровой код валюты контракта (кредитного договора), указанный в ПС.

В графе 8 указывается сумма, указанная в графе 6, пересчитанная в валюту контракта (кредитного договора) по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату оформления подтверждающего документа, указанную в графе 3, если иной порядок пересчета не установлен условиями контракта (кредитного договора).

Признак поставки -?

Графа 9 заполняется только в случае, если в графе 4 указаны коды видов подтверждающих документов 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4.

В графе 9 по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них:

1 – исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;

2 – предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;

3 – исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;

4 – предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

Ожидаемый срок -?

Графа 10 заполняется только при указании в графе 9 признака «2» и указании в графе 4 кодов видов подтверждающих документов 01_3, 02_3, 03_3, 04_3.

В графе 10 указывается резидентом, оформившим ПС, информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке ПС, который определяется резидентом исходя из условий контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота.

Код страны грузоотправителя (грузополучателя) -?

В графе 11 в случае указания в графе 4 кодов видов подтверждающих документов 02_3 или 02_4 резидентом указывается в соответствии с ОКСМ цифровой код страны места нахождения грузополучателя, в которую товары вывозятся из Российской Федерации, или цифровой код страны места нахождения грузоотправителя, из которой товары ввозятся в Российскую Федерацию.

Примечание -?

В поле «Примечание» могут указываться дополнительные сведения о подтверждающих документах, при этом:

в поле «№ строки» указывается номер строки СПД, указанной в графе 1, к которой приводится дополнительная информация;

в поле «» указываются дополнительные сведения о подтверждающем документе, информация из которого была использована при заполнении соответствующей строки СПД.

Источник: https://online.payment.ru/referenceCommit_help.html

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Признак резидента

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

То есть:

Раньше и сейчасВ скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом183 дня в календарном году90 дней в календарном году
Если дней меньшеНалоговую однозначно не интересует общемировой доходНалоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» – недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру – переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

СтранаКол-во дней в годуКакие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия6 месяцевПреимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения183Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь183Гражданство; вид на жительство
БельгияЭкономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария183Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия183Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания->Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия183Гражданство; ПМЖ
ГерманияДоступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция183Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания6 месяцевПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия182 (или 60, если за 4 года – более 365)Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания183***Экономические связи
Италия183Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан183Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр60ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай183Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург6 месяцевПреимущественное пребывание
Нидерланды1 год (только для экспатов)ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша183Экономические связи
Португалия183Преимущественное пребывание
США183****Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция183Место жительства семьи и экономические связи
Чехия183ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Источник: http://taxsummaries.pwc.com

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

* – на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать

** – греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск

*** – срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании

**** – в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное – многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/9/uvazhaemyj_nalogoplatelschik_teper_vy__nalogovyj_rezident_perspektiva_izmeneniya_kriteriev_priznaniy

Э-резидентство: один неприятный случай может испортить репутацию всей страны

Признак резидента
Банки: э-резиденты требуют расходов, но мы их хотим   Andras Kralla

Сбор информации для проверки фона э-резидентов и заземление рисков – дело довольно затратное, но это не значит, что мы их совсем не хотим, утверждали представители банков на проведённой консультационной фирмой Finesto Advisors конференции «Э-резидентство. Ценность и риски участников рынка».

«Несколько недель назад Postimees в своём материале опубликовал собирательный образ э-резидента. В общих чертах там приведены три признака – э-резиденту 30-40 лет, он мужчина и бизнес-консультант.

Во мне зародилось сомнение, я проверил и получил подтверждение, что именно таков портрет типичного экономического преступника», – рассказал руководитель подразделения по предотвращению экономических преступлений Swedbank Индрек Тибар.

В среде э-резидентов, по словам Тибара, может быть и 10% и 1% людей с преступными замыслами, но и они могут стать ощутимой проблемой. Тибар подчеркнул, что основной вопрос в том, где прячется этот самый один процент.

«У нас 40 000 э-резидентов. Предположим, что 400 из них – злоумышленники, но ведь по внешнему виду этого не определить. И как нам узнать, где этот злодей в точности притаился?» – поделился Тибар банковской дилеммой.

Тибар привел и статистику, которая говорит, что в Эстонии в качестве э-резидентов  зарегистрированы 45 юридических лиц из Ирана, 2 из Ливии, 22 из Пакистана, 4 из Сирии, 24 из Афганистана, 18 из Египта.

Тибар заметил, что хоть и не хочет указывать пальцем, но вопрос в том, чем именно занимаются здесь эти акционерные общества и готовы ли мы вкладываться в прояснение этого вопроса и в заземление рисков, связанных с разным культурным фоном.

«Риски и связаны с тем, что мы много говорим об отмывании денег, но не обозначаем важную на сегодня проблему финансирования терроризма и связанных с ним международных санкциях.

Можем ли мы быть уверенными в том, что из восемнадцати зарегистрированных акционерок из Египта какая-нибудь не финансирует  терроризм? Но мы обязаны убедиться в этом», – поделился Тибар.

Для банков это удовольствие дорогое

Из стольких государств в Эстонии зарегистрировано 33 000 э-резидентов. 6866 э-резидентов связаны с бизнес-структурами, в 4980 из них все члены правлений э-резиденты.   

Так что проблема с э-резидентами для банков сводится к сложности сбора информации о них. Кроме того, это и очень затратно.

Руководитель подразделения по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма в LHV Pank Айвар Пауль рассказал, что банковский союз предпринял попытку прояснить требование, предъявляемое э-резидентам, что у них должна быть связь с Эстонией.

По его утверждению, все банки для себя это определили и об этом спрашивают. «Тут возникает вопрос, а отсутствие такой связи, что, исключает возможность стать клиентом? В нашем банке это пока препятствием не является. Но если такой связи с Эстонией нет, то можно быстро отказать.

Если же разговор внушает доверие, то стать нашим клиентов можно», – отметил Пауль.   

Принятие такого решения в банке происходит шаг за шагом и последним решающим звеном является правление, процесс, по словам Пауля, сам по себе уже очень затратный.

«Отсюда вопрос, откуда взять средства на покрытие этих расходов? Поэтому у многих банков нет желания брать на себя риски с э-резидентурой, они не представляют, как вернуть вложенные деньги. Вроде как надо заработать, но навар весьма сомнительный.

А при этом очень хочется слыть инновативным и обслуживать эстонское э-государство», – пояснил Пауль.

Негативного опыта, по счастью, мало

По словам Пауля, у тех э-резидентов, которые имеют крепкие связи с Эстонией, с открытием банковского счёта проблем возникать не должно. Препятствия могут возникнуть у так называемых фанатов программы э-резидентства, которые не в состоянии обосновать свои цели и намерения. В реальной жизни это очень запутанные казусы, которыми в банке приходится много заниматься, отметил Пауль.

Тибар также сказал, что есть три момента, которые могут стать препятствием для э-резидентства – неясная структура собственников, то есть, когда непонятно, кто в итоге ведёт игру, неспособность объяснить своё происхождение и ранние сделки.

«Никаких чудес больше нет. Если эти риски возможно адекватно проконтролировать и прояснить, то  проблем быть не должно», – заметил он и добавил, что надо иметь в виду также и то, что мы являемся частью интерсети, и нас регулируют директивы.

Э-резиденты, по утверждению Тибара, в смысле управления рисками для банков – просто нерезиденты, и в этом ключе ими и занимаются. «СМИ писали о случаях, когда э-резидентам приходилось уходить из банка, но то же самое бывает и с нерезидентами», – сказал Тибар, подчеркнув, что при всём при этом, дело мы имеем с отличным проектом, какую бы картину СМИ ни рисовали, и негативного опыта мало. 

Казус с известной личностью запачкал бы образ Эстонского государства

При нынешних объёмах ещё нельзя рассматривать э-резидентство как риск, но если программа развернётся во всю силу, мы можем обратить на себя международное внимание в негативном свете, говорили представители Налогово-таможенного департамента и Бюро данных по отмыванию денег. 

«За эти три года после запуска программы численность э-резидентов не слишком выросла и поскольку, по нашим данным, у этих личностей в международных регистрах нет негативных следов, то мы в данной программе проблем не видим», – сказал менеджер информационной безопасности Налогово-таможенного департамента Тынис Круузе.

В прошлом году декларации по подоходному налогу подали 1554 э-резидентов и 1517 подали декларации по рабсиле и соцналогу. «В целом эта сумма крайне невелика», – заметил Круузе.

На протяжении трёх лет, по словам Круузе, положение с оплатой налогов выправилось, но до плюсов еще не дошло. В 2017 году э-резиденты уплатили налоги по рабсиле в размере 204 миллиона евро, а всего за три года – свыше 3 миллионов евро, однако негативный результат скаладывается при общем подсчёте всех налогов. 

1500 фирм по двум адресам

Подавляющее большинство учреждённых фирм находится по двум адресам – на улице Сепапая более 1000 фирм, на Нарва маантеэ примерно 500.

«Это ничем не отличается от общей картины, ибо с фирмами нерезидентов дело обстоит также, и это не означает автоматически обмана или противоправной деятельности», – заметил Круузе.

По его словам, в ходе надзора Налогово-таможенный департамент назначил дополнительные выплаты около трети из них. Долги перед государством имеются у 21 лица.

По словам главы Бюро данных по отмыванию денег Мадиса Рейманда, э-резиденты являются всего лишь одной частью нерезидентов и никаких преимуществ у них нет. А по сведениям, поступающим в бюро в отношении отмывания денег, нельзя сказать, что они входят в зону повышенного внимания. 

«Мы видим опасности в перспективе, когда программа э-резиденства значительно наберёт силу. Когда, к примеру, объёмы станут больше раз в десять, вот тогда это может обратить на себя внимание как внутри государства, так и международное», – отметил Рейманд.

Один из рисков, по мнению Рейманда, это то, что программа государственная. Государство дало ей своё имя, и если произойдёт какой-либо «проминентный» казус, то государственный имидж пострадает больше, чем от любого другого случая.

То, что э-резидентам стало сложно открывать счета в банках, по мнению Рейманда, как позитивно, так и негативно. Позитивно то, что банки основательно взвешивают риски.

Но если они здесь счёт не смогут открыть, надзорные функции распределяются между разными государствами.

«Если у нас массово э-резиденты останутся без счетов, но смогут открыть их в других государствах, это может вызвать повышенное международное  внимание к нашему государству», – предупредил Рейманд.

По утверждению Налогово-таможенного департамента до сих пор кражи личных данных в связи с э-резидентством не происходило.

Источник: https://www.dv.ee/novosti/2018/05/03/banki-je-rezidenty-trebujut-rashodov-no-my-ih-hotim

Двойной счетчик: чем грозят россиянам новые правила налогового резидентства — The Bell

Признак резидента

Минфин напугал россиян, живущих за границей, объявив о планах реформировать институт налогового резидентства.

Если эти планы будут реализованы, для того чтобы стать налоговым резидентом в России, человеку будет достаточно проводить в стране 90 дней (вместо нынешних 183) или просто иметь в России «центр жизненных интересов».

Это может осложнить жизнь россиянам, живущим «на две страны». The Bell разобрался, как именно.

Критерии для признания гражданина России налоговым резидентом в России. Сейчас резидентом считают того, кто проводит в стране больше 183 дней в году. Минфин предлагает расширить статус резидента за счет людей, которые попадают под следующие критерии:

  • Они проводят в России от 90 дней в году.
  • Их «центр жизненных интересов» находится в России. Что конкретно это означает, неясно, но в проекте отмечается, что в других странах «центром» считают место, где у человека есть недвижимость, личные связи или гражданство.
  • Достаточно ли для присвоения статуса резидента соответствовать только одному из критериев, непонятно.
  • Понятие «центр интересов» есть в законодательстве многих стран, но обычно его применяют «поверх» правила о 183 днях или в спорных ситуациях (вот тут можно посмотреть, кого считают налоговыми резидентами в других странах). Большинство государств в этом вопросе исходит из более широкого контекста, чем просто срок пребывания в стране, поясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. 

Почему это важно?

Статус налогового резидента обязывает человека платить в стране налог со своего дохода во всем мире. То есть российский налоговый резидент платит в России НДФЛ и с доходов, источники которых находятся в России, и с источников, которые формируются за ее пределами. Нерезидент — только с доходов, источник которых находится в России.

Как решается, где вы платите налоги

сложность для человека, который получает доходы в разных странах, — доказать обеим, что он не должен платить налоги дважды. Если нововведения примут, процедура налоговой отчетности для таких людей серьезно усложнится.

  • С 80 странами, в частности, c США, Великобританией и большинством стран ЕС, у России есть соглашения об избежании двойного налогообложения. Обычно они предполагают, что человек сначала платит налог там, где находится источник дохода. Потом ставку, по которой он заплатил, сравнивают со ставкой в той стране, где он считается резидентом. Если во второй стране она выше, он должен доплатить там налоги до этой ставки. Если ниже – не должен ничего. То есть, если российский налоговый резидент получил в некой стране со ставкой подоходного налога 10%, с которой у России есть такое соглашение, доход в 1 млн рублей и заплатил с него налог 100 тысяч рублей, в России он должен доплатить еще 3% (30 тысяч) — до российской ставки НДФЛ 13%.
  • Если никаких соглашений об избежании двойного налогообложения нет — как, например, с Эстонией, налоги придется платить дважды, объясняет старший советник Hill Consulting Сергей Нестеренко. 
  • Человек может попасть под критерии налогового резидентства сразу в двух странах (они могут сильно различаться). Если у этих стран есть соглашение об избежании двойного налогообложения, они начинают спорить, кто имеет больше оснований считать человека своим резидентом и облагать его общемировой доход. Правила решения этих споров прописаны в тех же договорах о двойном налогообложении (как правило, в статье 4), говорит менеджер отдела международного налогового структурирования PwC Александра Деревянко. 
  • Например, вот так должен решаться конфликт между США и Россией. Если у человека есть постоянное место жительства в обеих странах, то резидентом его должны считать там, где у него есть более тесные «экономические и личные связи». Если определить это невозможно — предпочтение отдается стране, гражданство которой у него есть. Если и тут ничего — «компетентные органы решают вопрос по взаимному согласию».

Чем грозит российское резидентство

Летом 2019 года, рассказывая об этих предложениях, вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов говорил, что они направлены на предпринимателей, уехавших из России: «Чтобы наши те еще бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, сюда к нам возвращались». Но пока в предложениях Минфина никакой разницы между олигархами и простыми людьми, работающими за границей, нет.

У тех, кого раньше не признавали российскими резидентами, а после нововведений могут признать, как минимум прибавится административной работы.

Им придется доказывать, что они не должны платить налоги в двух странах одновременно: человек, который живет «на две страны», должен следить за своим резидентством сам.

Не бывает такого, чтобы две страны сами между собой тихо договорились о том, кто чей резидент, а только потом пришли к налогоплательщику с требованиями, поясняет Нестеренко из Hill Consulting. 

«Если один и тот же человек попадает под признаки налогового резидента сразу в двух странах, они начинают так называемую взаимосогласительную процедуру — решают, кто должен считать человека резидентом.

В процессе у него, естественно, могут потребовать документы, подтверждающие, где находится его «центр жизненных интересов», — постоянное место жительства, работы, семейные связи — все это дополнительная бумажная волокита», — объясняет юрист. 

Если в итоге человека не признают резидентом России, для него ничего не изменится. Если признают, риски такие: 

  • Всем, у кого есть доходы в странах, с которыми у нас есть соглашения и где налоговые ставки ниже российских, придется доплачивать налоги до российской ставки. Ставки ниже российских, например, в Болгарии или Черногории — обе страны популярны у россиян, объясняет Нестеренко из Hill Consulting. Есть проблема: налогооблагаемую базу в России и других странах могут считать по-разному. Например, резидент может пользоваться специальным режимом налогообложения. Кроме того, во многих странах из дохода от аренды жилья вычитают платежи по ипотеке, ЖКХ и облагают налогом оставшуюся сумму — в России такого нет, говорит менеджер отдела международного налогового структурирования PwC Александра Деревянко. Также в России, если вас признают резидентом, придется платить налоги с учетом валютной переоценки (если стоимость вашего актива по факту не изменилась, но выросла в пересчете на рубли), объясняет финансовый консультант Наталья Смирнова.
  • Всем, у кого активы в странах, с которыми соглашений нет, придется платить налоги дважды.
  • Россияне, которые не были резидентами, а теперь ими станут, в теории могут попасть под действие законов о валютном регулировании и валютном контроле. Сейчас он обязывает резидентов отчитываться о своих счетах за рубежом и, самое главное, совершать по ним только разрешенные операции. Но с 2020 года вступит в силу оговорка: эти требования будут касаться не всех резидентов, а только тех, кто проводит в России больше 183 дней в году. Правила резидентства вряд ли успеют изменить до конца 2019 года — значит, для владельцев счетов за рубежом ничего не должно измениться (неважно, признали ли человека резидентом, — важно, провел он в России больше 183 дней или нет). Но, если что-то пойдет не так, риски велики: сейчас российских резидентов штрафуют на 75–100% от суммы операции за зачисление на иностранные счета средств от продажи недвижимости или кредитов. Штраф за нарушения. Этим летом москвич, взявший кредит на 200 млн рублей в армянском банке, получил от российской налоговой 128 млн рублей штрафа. Подробно о том, что можно делать с зарубежными счетами и как вообще с ними обращаться, мы рассказывали тут.
  • Иностранцам, которые инвестируют в Россию или работают тут, придется доплачивать налоги (если в других странах ставки ниже российских) или вообще платить дважды (если нет соглашения о двойном налогообложении). Риск, связанный с валютным законодательством, тоже есть: теоретически их могут обязать раскрывать счета перед ФНС и совершать по ним только разрешенные операции.

Вот несколько кейсов, в которых новые правила резидентства могут стать проблемой:  

Сейчас вы — не резидент в России. Работаете в Лондоне, получаете зарплату на британский счет и платите налоги с него в Великобритании. В Россию приезжаете только в гости (в общей сложности на 90 дней), никаких доходов в России у вас нет. 

Как сейчас. Вы не интересуете российскую налоговую и не платите налоги в России.

Как будет. ФНС будет считать вас резидентом. Вам придется доказывать, что по соглашению о двойном налогообложении вы — резидент Великобритании, а не России, и налоги должны платить там.

Сейчас вы — не резидент в России. Работаете в Лондоне, получаете зарплату на британский счет и платите налоги с него в Великобритании. А еще у вас есть квартира в Москве, которую вы сдаете в аренду. В России живут ваши родители. 

Как сейчас. Вы платите налог с аренды в России (правило такое: где получили доход — там и платите). Причем по ставке 30% — как нерезидент. А если не платите и ФНС об этом узнает, вас обвинят в уходе от налогов. Но она вряд ли узнает, потому что вы — нерезидент, а Россия и Великобритания перестали обмениваться финансовой информацией в автоматическом режиме. 

Как будет. ФНС будет считать вас резидентом. Если вы на это согласны, это хорошая новость: вместо 30% вы будете платить 13%.

Если вас это не устраивает, придется доказывать, что по соглашению о двойном налогообложении вы — резидент Великобритании, а не России, и налоги должны платить там.

Если не получится и центром ваших жизненных интересов признают Россию, а вас — российским резидентом, то о британских доходах придется отчитаться в России. Также надо будет подтвердить суммы уплаченных в Великобритании налогов, чтобы не платить дважды.

Вы живете в Эстонии и сдаете там дом, в Россию приезжаете летом (на 90 дней).

Как сейчас. Вы платите налог с дохода от аренды в Эстонии, а в России ничего не платите, потому что вы — нерезидент. 

Как будет. ФНС будет считать вас налоговым резидентом. Если про вашу недвижимость в Эстонии узнают, вам придется заплатить дополнительные 13% налога (у России и Эстонии нет договора об избежании двойного налогообложения, поэтому зачесть эстонский налог не получится). Шанс, что узнают, большой: Эстония автоматически обменивается с Россией финансовой информацией.

Вы живете на Кипре, у вас есть компания там и еще одна — на Британских Виргинских островах. Обе они торгуют ценными бумагами. В Россию приезжаете на лето (90 дней). 

Как сейчас. Вы не платите налоги на Британских Виргинских островах и почти ничего не платите на Кипре (облагаете только процентный доход, а налогов на дивиденды нет). России вы ничего не должны.

Как будет. ФНС будет считать вас резидентом, и защититься кипрским резидентством, скорее всего, не получится. Если про ваши компании станет известно — а шанс высок, потому что с обеими странами у России есть автообмен финансовой информацией — надо будет уплатить 13% налога в России (с нераспределенной прибыли компаний или с полученных дивидендов).

Вы — иностранец, который приезжает на три месяца в Россию читать лекции в вузе.

Как сейчас. Если ваша зарплата не в конверте, то вы платите налог 30% — как нерезидент. И если в вашей стране налоги выше, то доплачиваете до этой ставки (если у России и вашей страны есть соглашение о двойном налогообложении).

Как будет. ФНС будет считать вас резидентом. Вам придется доказывать, что по соглашению об избежании двойного налогообложения вы — налоговый резидент вашей домашней страны, а не России. Правда, есть и плюс: зарплата теперь будет облагаться по ставке 13% (это хорошая новость, если дома ставка меньше 30%). 

Когда изменения вступят в силу?

Предложения Минфина внесены в проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы». Это даже не законопроект, а скорее гайдлайн, который дает понять, в каком направлении думает министерство. Но при наличии административной воли законом он может стать быстро.

По словам представителя Минфина, конкретные меры только предстоит проработать.

Главные цели министерства — вовлечь больше физлиц в российскую налоговую юрисдикцию, а в конфликтных ситуациях, когда на налогоплательщика могут претендовать два государства, — получить преимущественное право.

При этом мера «не затронет большинство российских граждан, сроки пребывания которых в России гораздо больше 90 дней в год», уверяет представитель Минфина.   

В реальности у министерства пока нет не только конкретных мер, но и понимания, будут ли вообще меняться критерии определения налогового резидентства, говорит источник The Bell, знакомый с ходом обсуждения идеи в Минфине. Но ответ на этот вопрос, по его словам, может появиться в течение месяца.

Законопроекта еще нет даже в черновом виде, но Минфин уже поручил ФНС предварительную работу по его подготовке, говорит собеседник The Bell, который занимается международным налоговым консультированием.

ФНС изучает, что будет, если норма изменится, прорабатывает варианты — но о законопроекте говорить рано, говорит источник The Bell, знающий о ходе обсуждения в Минфине. 

Сама налоговая уже предпринимала попытки расширить понятие налогового резидентства — в 2015 году на вопрос о том, как влияет иностранный трудовой договор на статус налогового резидента, ФНС ответила: то, что человек находится за границей более 183 дней в году, — еще не повод считать его нерезидентом. Но тогда это письмо отменил сам же Минфин.

Анастасия Стогней

Введите ключевые слова.

Ничего не найдено 🙁

«Я подписан на The Bell, потому что он экономит мое время: тут все по делу, коротко и без вранья» Евгений Чичваркин, экс-совладелец «Евросети», ресторатор, владелец винного бутика Hedonism Wines

Новости, важные лично для вас

Присоединяйся к сообществу The Bell

  • Это более 35 000 успешных людей, читающих нас утром и вечером
  • Это ежедневные рассылки важных новостей России и мира
  • Это закрытые встречи с влиятельными бизнесменами и лучшими российскими экономистами

Подпишитесь на рассылку The Bell

Спасибо, что присоединились к нам

Зайдите в почту , подтвердите подписку и нажмите на кнопку

Параметры рассылки изменены

Теперь редакторы в курсе

Источник: https://thebell.io/dvojnoj-schetchik-chem-grozyat-rossiyanam-novye-pravila-nalogovogo-rezidentstva/

Крепость Права
Добавить комментарий